Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки

Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 316-ФЗ.

Комментарий к статье 9.11 КоАП РФ

1. Правила пользования в широком смысле урегулированы ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "Об электроэнергетике" (Российская газета. 2003. 1 апреля) и Приказом Минтопэнерго РФ от 21.07.1999 N 241 (ред. от 07.07.2000) "Об утверждении Порядка проведения обследования организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций", зарегистрирован в Минюсте РФ 22.07.1999 N 1841 (Российская газета. 1999. 10 августа; 2000. 26 июля).

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. т условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6 тыс. т условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит обязательному учету.

Так, устанавливается действующими нормами очередность, правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки.

2. Вопросы лицензирования данных видов деятельности регулируются Постановлением Правительства РФ от 04.06.2002 N 382 (ред. от 14.07.2006) "О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ" вместе с Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта, Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств, Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей, Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, Положением о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ (Российская газета. 2002. 26 июня; 2002. 29 июня; 2006. 29 июля).

3. По данной категории дел возможно применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде временного запрета деятельности со стороны Ростехнадзора.

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.30 и 28.3 КоАП РФ).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан и безопасность эксплуатации перечисленных объектов.

Объективную сторону правонарушения составляют действия либо бездействие, выраженные в нарушении правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и физические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к статье 9.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Правила потребления энергетических ресурсов предусматривают проведение энергетических обследований организаций и осуществление учета энергетических ресурсов. Согласно ст. 10, 11 Федерального закона "Об энергосбережении" обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. т условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6 тыс. т условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

Об особенностях лицензирования видов деятельности, связанных с эксплуатацией топливо- и энергопотребляющих объектов, а также об ответственности лицензиатов, обусловленной нарушением лицензионных требований и условий, см. п. 7 комментария к ст. 7.19, п. 7 комментария к ст. 9.1, последний абзац п. 1 комментария к ст. 9.7.

Применительно к указанным видам деятельности к требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам, относится наличие и функционирование приборов и систем контроля за производственными процессами (см. п. 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей. Указанные Положения утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382).

2. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Минтопэнерго России 12 февраля 1996 г., органы Госгазинспекции России выдают разрешения на пуск газа на топливоиспользующие установки после окончания их строительства, после их реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимноналадочных испытаний. Руководителю Госгазинспекции России, его заместителям и руководителям ее региональных органов предоставляется право принимать решения о частичном или полном прекращении подачи газа на газоиспользующие установки в случае пуска газа на эти установки без разрешения органов Госгазинспекции России, а также при невыполнении предписаний об устранении в установленные сроки нарушений, к которым, в частности, относится неподготовленность к работе резервных топливных хозяйств или неготовность газоиспользующих агрегатов к работе на резервных видах топлива.

3. О правовых последствиях совершения рассматриваемого правонарушения лицензиатом см. п. 4 комментария к ст. 9.9, п. 5 комментария к ст. 9.10.

4. Об особенностях пользования энергетическими ресурсами по договору энергоснабжения см. п. 2 комментария к ст. 9.12.

5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 6 комментария к ст. 9.7.

Комментарии и консультации юристов по ст 9.11 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 9.11 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.