Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.

Комментарий к статье 8.9 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной недр и гидроминеральных ресурсов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Недра, согласно Закону РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (абз. 1 преамб.). Как известно, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в частности, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку, а также предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод (абз. 7 ч. 2 ст. 22, абз. 2, абз. 7, абз. 8 ч. 1 ст. 23).

3. Недра, согласно акад. О.В. Колоколову, представляют собой часть природной среды, которая представляет собой пространство под земной поверхностью, заполненное органическими и неорганическими веществами, находящимися в твердом, жидком или газообразном состоянии, в простейших структурах или в сложных соединениях <38>. По мнению проф. Н.Б. Мухитдинова, под недрами следует понимать часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворения народнохозяйственных нужд путем извлечения (отделения) или размещения подземных сооружений, хранения соответствующих веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод. Граница между недрами и поверхностью (землей) как самостоятельными объектами права исключительной государственной собственности должна проходить там, где использование земной толщи в качестве недр не влечет отрицательных последствий для землепользования, а использование ее в качестве поверхности не наносит вреда недрам <39>. Для признания тех или иных минеральных веществ полезными ископаемыми необходимы два признака, т.е. минеральное вещество должно быть составной частью недр; минеральное вещество должно быть годным для добычи с промышленной целью. Под полезными ископаемыми следует понимать твердые, жидкие и газообразные вещества недр, которые на определенном этапе развития науки и техники могут быть использованы для удовлетворения хозяйственных нужд в естественном виде или после предварительной обработки. Месторождения представляют собой естественные скопления полезных ископаемых, т.е. такие скопления полезных ископаемых, которые являются результатом воздействия природных сил <40>.

--------------------------------
<38> См.: Колоколов О.В., Хоменко Н.П. Охрана окружающей среды при подземной разработке месторождений полезных ископаемых: Учебник для вузов. Киев; Донецк: Вища школа, 1986. С. 75 - 76.
<39> См.: Мухитдинов Н.Б. Теоретические проблемы советского горного права: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1980. С. 26 - 27.
<40> См.: Мухитдинов Н.Б. Горные отношения в СССР: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1973. С. 15 - 16.

4. Правила охраны недр утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71 <41>. В соответствии с Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утв. Приказом МПР РФ от 7 февраля 1998 г. N 56 и Приказом Госгортехнадзора РФ от 31 декабря 1997 г. N 58 <42>, на оборотной стороне горноотводных актов к лицензиям на право пользования недрами указывается, что пользователь недр на предоставленном в уточненных границах горном отводе для разработки месторождений нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатации подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов обязан производить разработку месторождения в соответствии с утвержденными технологическими проектными документами, планами развития горных работ, правилами технической эксплуатации и условиями лицензии; применять наиболее рациональные и эффективные способы разработки месторождений; не допускать сверхнормативных потерь, а также выборочную отработку участков месторождения; осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку; осуществлять учет состояния и движения запасов и потерь нефти и газа; не допускать порчу разрабатываемого и соседних с ним месторождений; разрабатывать и утверждать планы ликвидации аварий; обеспечивать ведение горно-экологического мониторинга; обеспечивать охрану разрабатываемых месторождений от затопления, обводнения, пожаров, от перетока нефти, газа или теплоэнергетических вод в другие пласты (горизонты) и от других факторов, снижающих качество нефти, газа или теплоэнергетических вод и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку; не допускать самовольную застройку территории над горным отводом зданиями, сооружениями или иными объектами, не предусмотренными проектом обустройства месторождения; приостанавливать работы и сообщать заинтересованным государственным органам в случае обнаружения при разработке месторождений нефти и газа редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры; соблюдать установленный порядок по консервации и ликвидации организации по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатирующей подземные хранилища газа и продуктов переработки углеводородов или его части; приводить земельные участки, нарушенные при разработке месторождений по добыче нефти или газа, строительстве подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, в безопасное состояние, а также в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

--------------------------------
<41> РГ. N 118. 2003. 19 июня.
<42> БНА. 1998. N 7.

Другой комментарий к статье 8.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

- строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

- дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;

- наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

2. В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О недрах" к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в частности:

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Требования по охране недр определяются также и лицензией на пользование недрами. В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О недрах" лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Требования по охране недр должны учитываться при разработке градостроительной документации. Согласно п. 2 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ разделы об охране недр включаются в градостроительную документацию всех видов.

Применительно к отношениям, регулируемым Водным кодексом РФ, под загрязнением водных объектов понимаются сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (о статусе водных объектов см. п. 3 комментария к ст. 7.2).

Загрязнение водных объектов может быть обусловлено загрязнением находящихся в них гидроминеральных ресурсов.

К обязанностям субъектов хозяйственной и иной деятельности, допустивших загрязнение недр, относится внесение платы, формы которой должны быть установлены федеральным законом. Внесение указанной платы не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (см. ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

К гидроминеральным ресурсам относятся неживые ресурсы водных объектов. О различиях статуса минеральных (неживых) ресурсов, водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ см. п. 4 комментария к ст. 8.17, п. 1 комментария к ст. 8.20.

О статусе общераспространенных полезных ископаемых и об административной ответственности за их незаконную добычу на водных объектах см. п. 1 комментария к ст. 8.7.

3. Отдельные требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов содержатся в подзаконных, в частности ведомственных, актах (см. Правила геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства топлива и энергетики РФ от 28 декабря 1999 г. N 445).

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и Госгортехнадзора, указанных в ч. 2 ст. 23.22, ч. 2 ст. 23.31 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

5. Рассматриваемое правонарушение считается завершенным в момент неисполнения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов либо уклонения от их исполнения (при бездействии). Указанное деяние в случае, если оно повлекло причинение значительного ущерба, квалифицируется как экологическое преступление (ст. 255 УК).

Комментарии и консультации юристов по ст 8.9 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 8.9 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.