Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

Комментарий к статье 8.8 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (п. 15 ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (ч. 1 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 42 ЗК РФ). Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ). Оборот земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, основывается на принципах, одним из которых является сохранение целевого использования земельных участков. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с ЗК РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством (п. 7 ч. 2 ст. 19).

3. Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). Мелиорация земель в соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель" от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ <37> представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель, в том числе гидромелиорацию, агролесомелиорацию, культуртехническую мелиорацию и химическую мелиорацию (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5). Согласно Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утв. Минприроды РФ 11 июля 1994 г. и Председателем Роскомзема 29 июля 1994 г., согл. с Минсельхозпродом РФ 5 июля 1994 г., согл. с Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 30 июня 1994 г., деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Существует четыре основных типа деградации почв и земель, в частности технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нарушение земель, физическая деградация и агроистощение; эрозия, в т.ч. водная и ветровая; засоление, в т.ч. засоление и осолонцевание; и заболачивание (п. 2.1, п. 2.3).

--------------------------------
<37> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к статье 8.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Обязательные мероприятия, предусмотренные комментируемой статьей, определены ЗК, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", а также многочисленными подзаконными актами.

Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным ЗК.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено ст. 7 ЗК, при этом выделяются следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Указанные земли используются по целевому назначению, т.е. в соответствии с правовым режимом земель, установленным гл. XIV - XVIII ЗК.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 47 ЗК использование земельного участка не по целевому назначению является основанием для прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.

В соответствии с п. 2 ст. 46 ЗК аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, в частности, в случае:

- использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными ст. 8 ЗК;

- использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

- неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Обязанности собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, землепользователей, землевладельцев, арендаторов по использованию указанных земельных участков в соответствии с целевым назначением данной категории земель, способами, исключающими причинение вреда земле как природному объекту, установлены п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (см. также п. 2 комментария к ст. 8.6). Об особенностях предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность или аренду см. п. 2 комментария к ст. 7.1.

2. Согласно ст. 284 ГК земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В ст. 285 ГК указано, что использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением является основанием для изъятия земельного участка у собственника.

По смыслу ст. 286 ГК правонарушения, предусмотренные ст. 284 - 285 ГК, рассматриваются в качестве ненадлежащего использования земельного участка.

Согласно п. 3 ст. 54 ЗК при совершении правонарушений, выразившихся в ненадлежащем использовании земельного участка, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, к ведению которого отнесено предоставление земельных участков. Лицо, виновное в совершении административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, привлекается также и к ответственности, определенной п. 3 ст. 54 ЗК.

3. Порядок использования земель для проведения мелиоративных мероприятий определен Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Согласно ст. 26, 28 данного Закона земельные участки, которые находятся в государственной собственности и на которых размещены государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, предоставляются безвозмездно организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и сооружений на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.

Предоставление гражданам в собственность, владение и пользование земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования допускается при условии соблюдения технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан.

При распределении между гражданами мелиорированных земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель с заключением соответствующих договоров и привлечением (или созданием) специализированных организаций в области мелиорации земель.

4. Под эрозией по смыслу данной статьи подразумевается процесс разрушения земель вследствие негативных природных и антропогенных факторов.

Согласно п. 2.5 Методики определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утвержденной МПР России и Роскомземом (см. письмо Роскомзема от 29 июля 1994 г. N 3-14-2/1139), эрозия представляет собой разрушение почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала.

Водная эрозия представляет собой разрушение почвенного покрова под действием поверхностного стока. Выделяется плоскостная и линейная эрозия.

Плоскостная эрозия проявляется в виде смытости поверхностных горизонтов (слоев) почв.

Линейная (овражная) эрозия представляет собой размыв почв и подстилающих пород, проявляющийся в виде формирования различного рода промоин и оврагов.

Под ветровой эрозией понимаются захват и перенос частиц поверхностных слоев почв ветровыми потоками, приводящие к разрушению почвенного покрова.

5. В соответствии с вышеуказанной Методикой эрозия рассматривается как один из видов деградации почв и земель, представляющей собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Под степенью деградации (деградированности) почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение состава и свойств. Крайней степенью деградации являются уничтожение почвенного покрова и порча земель.

Выделяются следующие основные типы деградации почв и земель:

- технологическая (эксплуатационная) деградация, в том числе:

нарушение земель,

физическая деградация,

агроистощение;

- эрозия, в том числе:

водная,

ветровая;

- засоление, в том числе:

собственно засоление,

осолонцевание;

- заболачивание.

Под технологической деградацией понимается ухудшение свойств почв, их физического состояния и агрономических характеристик, которое происходит в результате эксплуатационных нагрузок при всех видах землепользования.

Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геолого-разведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.

Физическая деградация почв характеризуется нарушением (деформацией) сложения почв, ухудшением комплекса их физических свойств.

Агроистощение почв представляет собой потерю почвенного плодородия в результате сельскохозяйственной деятельности. Агроистощение почв, как правило, сопровождается физической деградацией почв вплоть до полного разрушения почвенного покрова.

Согласно Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1992 г. N 879, эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб земельным ресурсам, окружающей среде.

Согласно п. 2 Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830, допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Росземкадастра и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.21 КоАП (см. также п. 2 комментария к данной статье).

Применительно к правонарушениям, совершенным на землях лесного фонда и землях лесов, не входящих в лесной фонд, дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами МПР России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.24 КоАП (см. комментарий к данной статье).