Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2006 года Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2006 года Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2006 года Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 8.4 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением экологической экспертизы. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований (ч. 1), либо действия, т.е. осуществление деятельности, не соответствующей документации (ч. 2), либо бездействие, т.е. незаконный отказ в государственной регистрации (ч. 3); субъективная сторона характеризуется виной либо в форме прямого умысла или неосторожности (ч. 1, ч. 2), либо в форме прямого умысла (ч. 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду (природную среду) и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В РФ осуществляются экологические экспертизы двух видов, а именно государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (ст. 1, ст. 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ). Случаи обязательного проведения государственной экологической экспертизы установлены ст. 11, ст. 12 <29>. Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ст. 14), в Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 <30>, в Регламенте проведения государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280, и Приказе Росприроднадзора "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы территориальными органами Росприроднадзора" от 9 сентября 2004 г. N 88. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы (ч. 1, абз. 2, абз. 4 ч. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ, п. 20 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698).

--------------------------------
<29> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; см. с изм. и доп.
<30> СЗ РФ. 1996. N 40. Ст. 4648; см. с изм. и доп.

3. Функции по организации и проведению в порядке, определяемом Правительством РФ, государственной экологической экспертизы на уровне федеральных органов исполнительной власти, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (п. 5.4) <31>, и Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (п. 5.3.10), входят в состав полномочий Росприроднадзора и Ростехнадзора. Общественная экологическая экспертиза, согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ, организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. Принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории (абз. 2 ч. 1 ст. 9, ст. 20).

--------------------------------
<31> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347; см. и изм. и доп.

Другой комментарий к статье 8.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 65-ФЗ) под экологической экспертизой подразумевается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 500 тыс. долл. США. Исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, определен соответственно ст. 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

2. Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

3. Согласно ст. 18 вышеназванного Федерального закона заключением государственной экологической экспертизы является подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698. Регламент проведения государственной экологической экспертизы утвержден Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 17 июня 1997 г. N 280.

4. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

5. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано:

- если общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

- если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

- если порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

- по другим основаниям, исчерпывающий перечень которых определен п. 1 ст. 24 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Отказ в государственной регистрации по другим основаниям рассматривается как незаконный и влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи.

6. Согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ, и обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

7. Министерство природных ресурсов РФ вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением заключений государственной экологической экспертизы, а также запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением указанных заключений (см. подп. 2, 3 п. 7 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ).

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, указанных в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. также п. 2 комментария к указанной статье).

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) подразумевается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, осуществляющих государственный экологический контроль, установлены ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды"; Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 777.