Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами

Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2006 года Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 8.3 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с пестицидами и агрохимикатами. Состав правонарушения усеченный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Пестициды в соответствии с Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ <26> представляют собой химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев, предуборочного подсушивания растений. Под агрохимикатами следует понимать удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных (ст. 1). Пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством РФ, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения (ст. 1, ч. 1 - ч. 3 ст. 3). Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов проводятся для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей природной среды. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов осуществляют юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, к проведению данных испытаний. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов включают в себя определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработку регламентов их применения; оценку опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработку гигиенических нормативов, санитарных норм и правил; экологическую оценку регламентов применения пестицидов и агрохимикатов; экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую природную среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет. Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ (ч. 1 - ч. 3 ст. 9, ч. 1, ч. 3 - ч. 4 ст. 12).

--------------------------------
<26> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; см. с изм. и доп.

3. Минсельхоз РФ, согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства РФ от 28 июня 2004 г. N 315 <27>, самостоятельно принимает нормативные правовые акты, регламентирующие порядок государственной регистрации селекционных достижений в животноводстве и семеноводстве, пестицидов и агрохимикатов, лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов (п. 5.2.5). Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 22 апреля 2002 г. N 421. Осуществление надзора за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов, а также регистрация объектов надзора в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 <28>, относится к полномочиям Россельхознадзора (п. 5.1.2, п. 5.3).

--------------------------------
<27> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2778; см. с изм. и доп.
<28> РГ. N 15. 2004. 15 июля.

Другой комментарий к статье 8.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" под пестицидами понимаются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).

Под агрохимикатами понимаются удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.

2. В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юридические лица, подавшие заявки на государственную регистрацию пестицидов, обеспечивают при государственной регистрации представление рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и тарной этикетки с предупредительной маркировкой.

При реализации пестицидов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом рекомендациями о применении, транспортировке и хранении пестицидов и тарной этикеткой.

Транспортировка пестицидов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

Общие требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве определены ст. 49 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой установлен запрет на применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

Согласно п. 2.1 - 2.2 Приказа Минздрава России от 31 января 2002 г. N 24 "О токсиколого-гигиенической экспертизе пестицидов и агрохимикатов" к ведению Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России отнесена выдача санитарно-эпидемиологических заключений на пестициды, оборудование для их использования, на нормативную и техническую документацию и на производство пестицидов и агрохимикатов на территории РФ.

Проведение Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора токсиколого-гигиенической экспертизы пестицидов осуществляется на основе их комплексной токсиколого-гигиенической оценки в научно-исследовательских учреждениях, аккредитованных Минздравом России.

Порядок токсиколого-гигиенической экспертизы пестицидов на территории РФ утвержден указанным Приказом Минздрава России.

3. Правила обращения с пестицидами и агрохимикатами включают осуществление Минсельхозом России различных разрешительных действий. Согласно п. 2 - 5 Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2002 г. N 421, пестициды и агрохимикаты, по которым проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний, подлежат обязательной государственной регистрации.

Пестициды и агрохимикаты могут применяться на территории РФ только после их регистрации.

Регистрация пестицидов и агрохимикатов включает:

- прием представленных на регистрацию документов;

- экспертизу представленных документов;

- регистрационные испытания пестицида и (или) агрохимиката;

- экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицида и (или) агрохимиката;

- регистрацию пестицида и (или) агрохимиката и выдачу регистрационного свидетельства;

- внесение пестицида и (или) агрохимиката в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ.

Организацию регистрационных испытаний и регистрацию пестицидов и агрохимикатов осуществляет Отдел организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов (Госхимкомиссия РФ Минсельхоза России).

В соответствии с п. 18 - 22 указанного Порядка зарегистрированный пестицид и (или) агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Пестицид и (или) агрохимикат, включенный в Государственный каталог, разрешается к обороту на территории Российской Федерации на весь период действия регистрации.

Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, ведет Минсельхоз России.

Регистрация пестицидов и (или) агрохимикатов осуществляется на срок 10 лет, по истечении которых пестициды и агрохимикаты подлежат перерегистрации с учетом изменений требований к их регистрации.

Перерегистрация производится без назначения регистрационных испытаний на основе анализа представленных документов, если требования к их регистрации не изменялись.

Пестициды и агрохимикаты, перерегистрация которых не была своевременно проведена, исключаются из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, и их оборот на территории Российской Федерации не допускается.

Регистрация пестицидов и агрохимикатов может быть ограничена или прекращена до истечения десятилетнего (двухлетнего) срока, если выявлены ранее неизвестные опасные свойства препаратов при их производстве или применении, подтвержденные экспериментальными данными.

Решение о прекращении регистрации пестицида и (или) агрохимиката принимает Минсельхоз России.

Граждане, должностные лица, юридические лица, применяющие пестициды и агрохимикаты без их государственной регистрации либо с нарушением указанного Порядка ее проведения, несут административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей.

4. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз с ее территории пестицидов осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида.

В договорах о купле-продаже и транспортировке пестицидов и агрохимикатов должно быть предусмотрено условие о наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида, выданного Минсельхозом России.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее пестицидов и агрохимикатов устанавливается ГТК и Минсельхозом России. Последнее в соответствии с п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, является специально уполномоченным государственным органом в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов.

5. Порядок применения пестицидов определяется Минсельхозом России с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.

Безопасность применения пестицидов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил их применения, исключающих негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.

Пестициды применяются только при использовании специальной техники и оборудования.

Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.

6. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, если это деяние создает угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, квалифицируется как экологическое преступление (ч. 1 ст. 247 УК). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, когда уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; снижением экологической ценности поврежденной территории или утраченного природного объекта; уничтожением животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в части нарушения правил обращения с пестицидами отнесено к ведению должностных лиц Минсельхоза России, указанных в ч. 2 ст. 23.16 КоАП (см. также п. 1 комментария к указанной статье).

Дела о рассматриваемых административных правонарушениях в части нарушения правил обращения с агрохимикатами рассматриваются должностными лицами Минсельхоза России, указанными в ч. 2 ст. 23.17 КоАП.