Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 8.22 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при эксплуатации механических транспортных средств. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. выпуск с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть должностные лица.

2. Воздушное судно в соответствии с Воздушным кодексом РФ <74> представляет собой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в РФ требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны (ст. 32, ст. 35, ст. 36).

--------------------------------
<74> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; см. с изм. и доп.

3. Под морским судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Органы технического надзора и классификации судов издают правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, об изготовлении материалов и изделий для судов. Необходимо отметить, что органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию, ранее выданные такими органами документы. Органы технического надзора и классификации судов действуют на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта учредительных документов. Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (ч. 1 ст. 7, ч. 2, ч. 3 ст. 22, п. 1 ст. 23 КТМ РФ).

4. Судно внутреннего водного плавания представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ч. 4 ст. 3 КВВТ РФ). Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов (абз. 1 ч. 1 ст. 34, п. 2 абз. 2 ч. 1 ст. 34 КВВТ РФ). Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Органы технического надзора и классификации судов РФ издают утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила о проектировании, постройке, ремонте и об эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки на судах. Органы технического надзора и классификации судов РФ имеют право при невыполнении указанных в п. 4 ст. 35 правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также не выдавать или аннулировать ранее выданные ими разрешающие эксплуатацию судов документы (ч. 2 ст. 34, п. 4 - п. 5 ст. 35 КВВТ РФ).

5. Механическое транспортное средство, согласно Правилам дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совмина - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <75>, представляет собой транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные машины. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 (11), п. 1.2 (39)).

--------------------------------
<75> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к статье 8.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ст. 32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Применительно к отношениям, регулируемым КТМ, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов; судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (см. ст. 3 КВВТ).

О понятии "маломерное судно" см. примечание к ст. 11.7 КоАП.

Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Согласно п. 6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127 - см. п. 1 комментария к ст. 12.5), двигатель транспортного средства должен соответствовать техническим требованиям, несоблюдение которых эксплуатантом квалифицируется в качестве правонарушения. К указанным требованиям относятся:

- превышение величин содержания вредных веществ в отработанных газах и их дымности, установленных ГОСТами 17.2.2.03-87, Р. 17.2.2.06-99 и 21393-75;

- нарушение герметичности системы питания;

- неисправность системы выпуска отработанных газов;

- нарушение герметичности системы вентиляции картера.

Допуск должностным лицом к эксплуатации механического транспортного средства, двигатель которого не соответствует указанным техническим требованиям, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

О понятии "транспортное средство" см. примечание к ст. 12.1 КоАП.

По смыслу комментируемой статьи подразумеваются загрязняющие вещества, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (о понятии "окружающая среда", определенном Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", см. п. 2 комментария к ст. 8.5). О статусе веществ, загрязняющих атмосферный воздух, а также о понятии технического норматива выброса, установленного законодательством применительно к данному случаю, см. соответственно п. 3, 4 комментария к ст. 8.21. Об источниках, загрязняющих водные объекты, см. п. 1 - 3 комментария к ст. 8.13. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под загрязняющим веществом понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" производство на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускается только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством РФ.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" производство и эксплуатация транспортных и иных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, запрещается.

3. Предусмотренное комментируемой статьей правонарушение выражается в противоправных действиях (бездействии) должностных лиц, допускающих выпуск в эксплуатацию указанных механических транспортных средств; административная ответственность за их эксплуатацию предусмотрена ст. 8.23 КоАП.

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать следующие должностные лица:

- начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители - согласно п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

- начальник Госавтоинспекции <*>, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель - согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

--------------------------------
<*> Указанные лица осуществляют административно-юрисдикционную деятельность применительно к транспортным средствам, подконтрольным (поднадзорным) данному органу (см. п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679); п. 8, 11 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515).

- государственные инспектора безопасности дорожного движения - в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

- должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к указанной статье);

- должностные лица органов гостехнадзора <*>, указанные в ч. 2 ст. 23.35 КоАП (см. п. 1 комментария к указанной статье);

--------------------------------
<*> См. предыдущую сноску.

- должностные лица органов Ространсинспекции <*>, указанные в ч. 2 ст. 23.36 КоАП (см. комментарий к указанной статье);

--------------------------------
<*> См. предыдущую сноску.

- должностные лица органов морского транспорта, указанные в ч. 2 ст. 23.38 КоАП;

- должностные лица государственной службы речного флота Минтранса России и других органов, указанные в ч. 2 ст. 23.39 КоАП.

При истолковании ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует иметь в виду, что отдельные административно-юрисдикционные полномочия вправе осуществлять должностные лица не только Минтранса России, к ведению которого отнесены основные полномочия государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта, но и других органов исполнительной власти. В частности, применительно к п. 1 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует учитывать различную подчиненность гидротехнических сооружений, находящихся в системах Минтранса России, МПР России и других федеральных министерств и ведомств (см. подп. 129, 132 п. 8 Положения о Минтрансе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038; подп. 37 п. 6 Положения о МПР России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726). При истолковании п. 10 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует учитывать дуализм подчиненности администрации морских портов, находящихся в системе Минтранса России (применительно к портам внутреннего водного транспорта, в том числе к устьевым портам), а также Госкомрыболовства России, которому подчинены морские рыбные порты (см. подп. 26, 111, 126 п. 8 Положения о Минтрансе России);

- должностные лица МПР России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.40 КоАП (см. п. 1 комментария к указанной статье);

- должностные лица государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП.