Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации добытых минеральных и (или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к статье 8.20 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием природных ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. погрузка, выгрузка и перегрузка добытых природных ресурсов; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Российским и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами в соответствии с Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ запрещается производить не предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов в любом виде, выловленных (добытых) в исключительной экономической зоне. Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов, должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по безопасности. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие разведку и промысел живых ресурсов в исключительной экономической зоне; перегрузку выловленных (добытых) в исключительной экономической зоне живых ресурсов на другие суда; разведку и разработку неживых ресурсов; ресурсные и морские научные исследования; а также иную деятельность в исключительной экономической зоне (ч. 4 ст. 12, абз. 1 ч. 1 ст. 36).

3. В соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 г. судно означает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы (абз. 4 ст. 2). Согласно Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. <72> судно означает любое судно, не закрепленное постоянно на морском дне, включая суда с динамическим принципом поддержания, подводные аппараты или любые другие плавучие средства (ст. 1). Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (абз. 2 ст. 7 КТМ РФ). Осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений, согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, подлежит лицензированию (абз. 94 ч. 1 ст. 17).

--------------------------------
<72> РГ. N 49. 2001. 12 марта.

Другой комментарий к статье 8.20 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе живых ресурсов исключительной экономической зоны РФ см. п. 4 комментария к ст. 8.17

Минеральные ресурсы, покрывающие морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, относятся к неживым ресурсам континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

О статусе континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны РФ, о видах и правилах пользования указанными минеральными и живыми ресурсами отечественными и зарубежными юридическими и физическими лицами см. комментарии к ст. 8.17 - 8.19.

2. Рассматриваемое правонарушение выражается в незаконных действиях юридических и физических лиц Российской Федерации, юридических и физических лиц зарубежных государств, нарушающих установленный порядок эксплуатации минеральных ресурсов континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны РФ, определенный соответственно Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ и от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. В частности, правила регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, а также производства буровых работ на континентальном шельфе определены ст. 8, 9 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Порядок разведки и разработки неживых ресурсов исключительной экономической зоны РФ установлен ст. 16, 17 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

3. О соотношении данного проступка с преступлением см. п. 7 комментария к ст. 8.18.

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

- должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в п. 1 - 7 ч. 2 ст. 23.10 КоАП;

- должностными лицами МПР России и Госгортехнадзора России, осуществляющими государственный геологический контроль согласно ч. 2 ст. 23.22 КоАП (применительно к случаям незаконной передачи минеральных ресурсов).

5. Должностные лица, указанные в п. 4 настоящего комментария, вправе передать рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях судье (см. п. 17 комментария к ст. 8.17).

6. См. п. 18 комментария к ст. 8.17.