Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Самовольное изменение программы ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (абзац дополнен с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 182-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 8.18 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением ресурсных и морских научных исследований во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил (состав 1); либо действия, т.е. самовольное изменение программы (состав 2); субъективная сторона характеризуется виной либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 1); либо в форме прямого умысла (состав 2). Субъектом правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица.

2. Определение морских научных исследований и морских ресурсных исследований содержится в ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ, ч. 3, ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ и абз. 9, абз. 10 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. Под морскими научными исследованиями понимаются фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне, в его недрах, в водной толще, а также в атмосфере. Морские ресурсные исследования представляют собой прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также промысел живых ресурсов.

3. Принципы и планы проведения ресурсных и морских научных исследований, содержание запроса на проведение ресурсных и морских научных исследований, порядок его представления и рассмотрения, основания для отказа в разрешении на проведение ресурсных и морских научных исследований, особенности получения разрешения на проведение ресурсных и морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями, обязанности российских и иностранных заявителей, изменения программы ресурсных и морских научных исследований, передача и опубликование их результатов, приостановление и прекращение ресурсных морских научных исследований устанавливаются ст. 20, ст. 24 - ст. 31 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ, ст. 23 - ст. 30 Федерального закона "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ, ст. 18 - ст. 26 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. Запрос должен содержать информацию о характере и целях морских научных исследований; программу морских научных исследований, включающую описание методов и средств указанных исследований и технических характеристик таких средств, а также названия, тоннаж, типы, классы судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы при проведении морских научных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них; предполагаемые дату первого прибытия в район проведения морских научных исследований и дату окончательного ухода из указанного района, а в случаях автономного размещения научного оборудования - даты его размещения и удаления; наименование организации, под руководством которой проводятся морские научные исследования; информацию о лице, ответственном за проведение морских научных исследований; информацию о возможном воздействии планируемых морских научных исследований на морскую среду, природные ресурсы; обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований, и обеспечивать соответствие используемых в ходе таких исследований технических средств техническим средствам, указанным в запросе. Программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики. Изменения считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики, подтвердив получение уведомления о предполагаемых изменениях, не сообщит о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения им уведомления. Правила представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне РФ и принятия по ним решений утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 249.

Другой комментарий к статье 8.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. п. 5 комментария к ст. 3.7.

О статусе внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ, континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ см. п. 1, 2 комментария к ст. 8.17.

Под морскими научными исследованиями в исключительной экономической зоне, во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ понимаются фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, а применительно к указанным исследованиям, проводимым в исключительной экономической зоне, во внутренних морских водах и в территориальном море, - также и в водной толще и атмосфере.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" под морскими ресурсными исследованиями на континентальном шельфе понимаются прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов (о статусе указанных ресурсов см. соответственно п. 1 комментария к ст. 8.20, п. 4 комментария к ст. 8.17).

По смыслу Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" различия фундаментальных и прикладных исследований обусловлены целями научных изысканий: фундаментальные исследования представляют собой экспериментальную или теоретическую деятельность в сфере гуманитарных, естественных и технических наук; разработка и осуществление проектов в области прикладных научных исследований направлены на достижение практических результатов.

2. Указанные в данной статье правила проведения ресурсных или морских научных исследований определены ст. 23 - 30 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" и ст. 18 - 26.1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Правила представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 249. Форма запроса на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также форма разрешения на проведение указанных исследований указаны в приложениях 1, 2 к данным Правилам.

3. Минпромнауки России не позднее чем через четыре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление:

а) об отказе в согласии на проведение морских научных исследований;

б) о несоответствии информации характеру, целям и методам проведения морских научных исследований;

в) о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях.

Разрешение на проведение морских научных исследований или уведомление об отказе направляется иностранным заявителям через МИД России.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается Минпромнауки России по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано, если морское научное исследование:

- создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;

- имеет непосредственное отношение к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке или разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов;

- несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных и живых ресурсов;

- включает буровые работы на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;

- включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе;

- создает помехи для деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе.

В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано также в случаях, если информация российского или иностранного заявителя является неточной или если проводящий морские научные исследования российский или иностранный заявитель имеет невыполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.

Не может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, которые предполагается осуществлять на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, со ссылкой на ресурсные исследования, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства РФ ведутся или будут вестись региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка или разработка минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов.

4. Санкцией, применяемой к нарушителям указанных правил, является приостановление или прекращение ресурсных или морских научных исследований.

Ресурсные исследования в исключительной экономической зоне РФ, проводимые в нарушение Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и международных договоров РФ, могут быть прекращены либо приостановлены по решению Госкомрыболовства России, ФСБ (см. п. 8 комментария).

Морские научные исследования, проводимые в нарушение указанного Федерального закона и международных договоров РФ, могут быть прекращены по решению Минпромнауки России либо приостановлены по решению указанного Министерства, ФСБ или Минобороны России.

Возобновление приостановленных ресурсных или морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу, вынесшему решение о приостановлении ресурсных или морских научных исследований, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.

Ресурсные или морские научные исследования подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:

- без разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти;

- с изменившим проект ресурсных или морских научных исследований отступлением от сведений;

- без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией.

5. Под самовольным изменением программы ресурсных или морских исследований понимается нарушение порядка внесения изменений в указанные программы, определенного Федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В частности, программа ресурсных исследований в исключительной экономической зоне РФ по предложению заявителя может изменяться Госкомрыболовством России по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Изменение считается согласованным, если соответствующий федеральный орган, подтвердив получение уведомления о предполагаемом изменении, не сообщит в течение 60 дней со дня получения уведомления о своих возражениях.

6. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ выражается в несоблюдении указанных выше правил либо в уклонении от их соблюдения российскими или зарубежными гражданами или юридическими лицами. При этом необходимо принимать во внимание особенности административной ответственности иностранных юридических и физических лиц (см. комментарий к ст. 2.6).

Требования, предъявляемые к морским научным исследованиям во внутренних морских водах и в территориальном море, установлены ст. 24 - 31 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

7. Незаконные исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения, могут быть квалифицированы как преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 253 УК.

8. О должностных лицах, к ведению которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 14 комментария к ст. 8.17; помимо данных случаев дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами МПР России и Госгортехнадзора России, осуществляющими государственный геологический контроль согласно ч. 2 ст. 23.22 КоАП, а также должностными лицами МПР России и его территориальных органов, осуществляющими государственный экологический контроль, указанными в п. 1, 2, 4, 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 23.29 КоАП.

9. Должностные лица, указанные в п. 8 настоящего комментария, вправе передать рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях судье (см. п. 17 комментария к ст. 8.17).

10. См. п. 18 комментария к ст. 8.17.