Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов

1. Невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (вылов) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений (абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 8.16 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с ведением судовых документов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть должностные лица.

2. Операции с вредными веществами регистрируются в свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью, свидетельстве о предотвращении загрязнения сточными водами, свидетельстве о предотвращении загрязнения мусором, санитарном журнале, журнале операций со сточными водами, журнале операций с мусором, журнале нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнале нефтяных операций для нефтяных танкеров и судовом санитарном свидетельстве о праве плавания (п. 7 - п. 9, п. 14 - п. 19 ч. 1 ст. 25 КТМ РФ) <60>, а также судовом санитарном свидетельстве и свидетельстве о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором (п. 6, п. 8 ч. 1 ст. 14 КВВТ РФ) <61>.

--------------------------------
<60> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; см. с изм. и доп.
<61> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; см. с изм. и доп.

3. Российские и иностранные заявители, ведущие промысел живых ресурсов, в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ <62> обязаны вести промысловый журнал (абз. 10 ч. 2 ст. 14). Российские и иностранные лицензиаты, ведущие промысел живых ресурсов, согласно Федеральному закону "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ <63>, обязаны вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству (абз. 9 ч. 2 ст. 12). В соответствии с Типовыми правилами рыболовства, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 28 июля 2005 г. N 133 <64>, при осуществлении добычи водных биоресурсов пользователи обеспечивают раздельный учет вылова и приема по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове, орудий лова и мест вылова (подрайон, промысловая зона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах, ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность, т.е. промысловый журнал, а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции (технологический журнал), а также приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием водных биоресурсов и (или) продукции их обработки (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и (или) печатью капитана копии должны храниться на борту в течение года) (п. 7 (1), п. 7 (3)). Капитан рыбопромыслового судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, ежедневно подает в установленном порядке судовые суточные донесения (ССД) о рыболовной деятельности в районах действия правил рыболовства (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам; заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного г. со времени подачи донесения) (п. 8 (1)). Пользователи водными биоресурсами не вправе производить добычу (вылов) акклиматизированных видов водных биоресурсов. Попавшие в орудия лова такие объекты должны немедленно в живом виде выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями, а факт их поимки должен регистрироваться в промысловом журнале (п. 9.11). Рыболовные суда под иностранным флагом, включая работающие по контрактам с российскими предприятиями, получившими разрешения на ведение рыбного промысла в исключительной экономической зоне РФ, согласно Временному порядку и условиям выдачи разрешений иностранным юридическим и физическим лицам, российским предприятиям с иностранными инвестициями на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, утв. Приказом Госкомрыболовства РФ от 30 мая 1994 г. N 86 <65>, обязаны вести промысловый журнал (п. 8.3). В прил. N 10 рассматривается порядок ведения промыслового журнала.

--------------------------------
<62> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; см. с изм. и доп.
<63> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; см. с изм. и доп.
<64> БНА. 2005. N 38.
<65> БНА. 1994. N 11.

4. Перевозки морским и внутренним водным транспортом пассажиров и грузов, а также деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом, за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию (абз. 56 - абз. 59, абз. 71 ч. 1 ст. 17). Совершение административного правонарушения влечет за собой приостановление действия или аннулирование лицензии. Лицензионные требования к указанным видам деятельности содержатся в п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров и п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345, п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров и п. 4 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447.

Другой комментарий к статье 8.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду обязанности капитана судна морского и внутреннего водного плавания, установленные соответственно КТМ и КВВТ.

Согласно ст. 25 КТМ к судовым документам судна морского плавания, упомянутым в ч. 1 комментируемой статьи, относятся:

- свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;

- свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;

- свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;

- санитарный журнал;

- журнал операций со сточными водами;

- журнал операций с мусором;

- журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;

- журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;

- судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.

Правила ведения судовой роли - основного судового документа, содержащего сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна, - разработанные в соответствии с п. 1 ст. 32 КТМ, установлены Приказом Минтранса России от 3 апреля 2000 г. N 28 (в ред. Приказа Минтранса от 4 февраля 2002 г. N 14).

Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:

- свидетельство о праве собственности на судно;

- свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

- свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

- список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

- судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

- судовое санитарное свидетельство;

- единая книга осмотра судна;

- свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

- лицензия судовой радиостанции;

- свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

На судне, выходящем в море, кроме указанных документов, должны находиться документы, предусмотренные п. 1 - 3 ст. 14 КВВТ.

Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судового, машинного и санитарного журналов, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами.

На судне должны находиться оригиналы указанных судовых документов. Правила ведения указанных документов на морских судах рыбопромыслового флота устанавливаются Государственным комитетом РФ по рыболовству, на остальных морских судах - Министерством транспорта РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки морским, внутренним водным транспортом пассажиров и грузов вправе осуществлять только лицензиаты - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению Минтранса России (см. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, а также Приказ Минтранса России от 7 мая 2002 г. N 61 "О лицензировании отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации").

Невыполнение лицензиатом правил ведения судовых документов квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1). Лицензионные требования и условия при осуществлении указанных видов деятельности на судах морского, внутреннего водного транспорта определены соответствующими положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447 (см. п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов; п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом). Применительно к лицензируемым видам деятельности, осуществляемым на внутреннем водном транспорте, см. соответствующие положения о лицензировании, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345 (п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов; п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров).

2. Правонарушение в виде внесения в судовые документы неверных записей совершается с прямым умыслом: нарушитель осознанно стремится к достижению вредоносных последствий деяния.

3. Для квалификации данных правонарушений необходимо установить факт совершения деяний, предусмотренных комментируемой статьей. В зависимости от последствий проступка могут быть применены меры административно-правовой, уголовно-правовой, а также гражданско-правовой ответственности.

Правила возмещения ущерба от загрязнения нефтью с судов определены ст. 316 - 325 КТМ; правила возмещения ответственности за ущерб в связи с морской перевозкой вредных и опасных веществ регламентируются актами международного права, в частности Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 1965 г., Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., а также ст. 326 - 336 КТМ.

Основные правовые дефиниции также приводятся в КТМ, среди них определения понятий "судно", "опасные и вредные вещества", а также юридическое содержание ущерба от загрязнения с судов нефтью (см. п. 2 ст. 316, п. 2 ст. 327 КТМ).

4. О правилах обращения с опасными веществами см. комментарий к ст. 8.2.

О статусе внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ см. п. 1, 2 комментария к ст. 8.17.

5. Обязанность российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, по ведению промыслового журнала предусмотрена ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". О статусе указанных живых ресурсов см. п. 4 комментария к ст. 8.17.

Неисполнение указанной обязанности квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.10 КоАП рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанных в ч. 2 ст. 23.10 КоАП (см. комментарий к названной статье).

Согласно ч. 1 ст. 23.23 КоАП дела о рассматриваемых административных правонарушениях подведомственны также должностным лицам МПР России и его территориальных органов, указанным в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП.

Применительно к административным правонарушениям, совершенным на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, дела о рассматриваемых правонарушениях подведомственны должностным лицам Минтранса России, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

7. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, подлежат административной ответственности на общих основаниях с российскими физическими и юридическими лицами (см. ч. 2 ст. 2.6).

Комментарии и консультации юристов по ст 8.16 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 8.16 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.