Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах

(Наименование в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.

1. Часть утратила силу с 14 декабря 2013 года - Федеральный закон от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.

2. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

Комментарий к статье 8.12 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при предоставлении гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и их использовании. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение порядка предоставления (ч. 1) или режима использования (ч. 2); субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть должностные лица (ч. 1), граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 2).

2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ст. 63, ч. 1, ч. 2 ст. 65 ВК РФ) <54>. Ширина прибрежных водоохранных зон устанавливается в соответствии с ч. 3 - ч. 10, п. 14 ст. 65 ВК РФ. Ширина защитных полос устанавливается в соответствии с ч. 11 - ч. 14 ст. 65 ВК РФ. В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; а также распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 15 - ч. 17 ст. 65 ВК РФ).

--------------------------------
<54> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381; см. с изм. и доп.

3. Леса, расположенные в водоохранных зонах, являются одной из категорий защитных лесов. Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, являются особо защитными участками лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах и эксплуатационных лесах. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (абз. 2 ч. 2, абз. 1 ч. 3, ч. 4, ч. 5 ст. 102 ЛК РФ) <55>. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ч. 1 ст. 104, ч. 1, ч. 2 ст. 105 ЛК РФ). Как было отмечено, особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17, ч. 1, ч. 2 ст. 107 ЛК РФ).

--------------------------------
<55> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

Другой комментарий к статье 8.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе земельных участков, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов см. комментарий к ст. 7.8.

Земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям природоохранного назначения. Согласно ст. 97 ЗК на землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

На земли природоохранного назначения распространяется правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст. 94 ЗК.

Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ, являющимся специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Согласно ст. 113 Водного кодекса РФ, а также подп. 2 п. 7 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России осуществляет контроль за использованием лесов водоохранных зон и вправе приостанавливать либо запрещать работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

Согласно п. 1 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404, в пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда МПР России, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами ФСБ в соответствии с их полномочиями.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

- для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

- для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

- для морей - от максимального уровня прилива;

- для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Согласно п. 5 данного Положения границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Функции заказчика по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос для водных объектов, за исключением водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, возлагаются на бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда МПР России. По водохранилищам, предоставленным в обособленное пользование, эти функции возлагаются на водопользователей.

Исчерпывающий перечень работ и видов деятельности, запрещенных в пределах водоохранных зон, определен п. 6 рассматриваемого Положения. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

- распашка земель;

- применение удобрений;

- складирование отвалов размываемых грунтов;

- выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

- установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

- движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

2. Под использованием земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов понимаются хозяйственная деятельность, производство работ, оказание услуг на территории указанных земельных участков, осуществляемые гражданами и юридическими лицами, наделенными правомочиями водопользователя (см. п. 2 комментария к ст. 7.6, а также комментарий к ст. 7.8).

Нарушение лицензиатом режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой приостановление лицензирующим органом действия лицензии или ее аннулирование независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, предусмотренной комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

3. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам. О статусе границ и режимов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения см. Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425.

Лицо, которому земельный участок на территории особо охраняемого природного объекта, в водоохранной зоне предоставляется для строительства, реконструкции или благоустройства здания, сооружения или их комплекса, обременяется условием соблюдать ограничение на использование данного участка (см. письмо Госстроя России от 20 марта 2000 г. N НМ-1082/2).

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, определенных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, указанных в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершенные на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 (см. комментарий к данной статье). Применительно к административным правонарушениям, совершенным на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, дела о данных проступках рассматриваются должностными лицами МПР России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.24 КоАП. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 97 ЗК земли лесов, выполняющих защитные функции, относятся к землям природоохранного назначения (см. п. 1 комментария к рассматриваемой статье КоАП).

Комментарии и консультации юристов по ст 8.12 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 8.12 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.