Статья 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта

1. Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 7.24 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются отношения федеральной собственности на объекты нежилого фонда.

Легальное определение понятия нежилого помещения отсутствует, однако само понятие упоминается в правовых актах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Так, согласно ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нежилые помещения относятся к недвижимому имуществу, права на которое, а в некоторых случаях и сделки с ним, подлежат государственной регистрации. Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 3 июля 2002 г. "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы" N 38 объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы и расположенные как на территории, так и за пределами территории города Москвы, включают: 1) отдельно стоящие нежилые здания, строения, сооружения и их части; 2) нежилые помещения в жилых домах, включая встроенно-пристроенные помещения и их части, за исключением помещений, отнесенных в установленном порядке к жилищному фонду. Учет объектов нежилого фонда - первичная техническая инвентаризация нежилых помещений (зданий, строений, сооружений), в том числе некапитальных (временных), расположенных на определенном земельном участке, осуществляемая органом технического учета и технической инвентаризации (БТИ).

Под нежилыми помещениями понимаются отдельные строения и их части, неиспользуемые для проживания граждан; отдельные строения - здания, сооружения и другие объекты, расположенные на определенном земельном участке и зарегистрированные в Московском городском бюро технической инвентаризации (МосгорБТИ). Согласно п. 1.3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13 августа 1996 г. N 689 Правительство Москвы уполномочивает управлять и распоряжаться объектами городской собственности (нежилым фондом) Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы.

Таким образом, под объектом нежилого фонда понимаются находящиеся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной или частной собственности отдельно стоящие здания, строения, сооружения, их части; нежилые помещения в жилых домах, включая встроенно-пристроенные, их части, а также некапитальные (временные) сооружения, находящиеся на определенном участке и прочно связанные с ним, поставленные на учет в органе технического учета и инвентаризации, не предназначенные для проживания и не отнесенные в установленном порядке к жилищному фонду.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч. 1 комментируемой статьи); использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда (ч. 2 комментируемой статьи).

В настоящее время полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (см. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" и Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом").

К исключительной компетенции Росимущества относится осуществление полномочий государственного финансового контрольного органа в случае совершения сделок с имуществом или акциями предприятий и обществ, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 1 млрд. рублей либо попадающих в Перечень стратегических предприятий и организаций, установленный распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. N 22-р, и Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 (Приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 3 мая 2005 г. N 134).

При применении ч. 2 комментируемой статьи необходимо учитывать соответствующие положения гражданского законодательства, что подтверждается следующим примером из судебной практики.

Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя (далее - предприниматель) к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 КоАП, за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.

В жалобе прокурор просит указанные судебные акты изменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

В ходе проведения проверки прокурором установлен факт использования объекта нежилого фонда, являющегося федеральной собственностью, находящегося в хозяйственном ведении государственного предприятия "Свердловское предприятие вычислительной техники и информатики" (далее - предприятие), без надлежаще оформленных документов.

Уральское специализированное территориальное управление по комплексному централизованному обслуживанию средств ЕС ЭВМ преобразовано в Свердловское предприятие вычислительной техники и информатики на самостоятельном балансе с правом юридического лица, которое было выведено из состава Свердловского производственного объединения вычислительной техники и информатики с сохранением на балансе основных и оборотных средств.

Нежилое здание находится в хозяйственном ведении государственного предприятия и используется предпринимателем на основании договора об оказании услуг, заключенного с государственным предприятием, т.е. без заключения договора аренды и при отсутствии надлежаще оформленных документов (ст. 8, 131, 606, 609 ГК РФ). Договор об оказании услуг надлежащим документом не является, в силу чего выводы судов об отсутствии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения являются неправильными.

В данном случае предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему оформлению документов на право пользования объектом нежилого фонда, относящимся к государственной (федеральной) собственности. При таких обстоятельствах суды ошибочно сделали вывод об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 Кодекса, и отсутствии вины предпринимателя в его совершении.

3. Субъекты правонарушения - граждане, юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона рассмотренных правонарушений характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Другой комментарий к статье 7.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу данной статьи распоряжение является одним из правомочий собственника недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляемых им наряду с правомочиями владения и пользования. Государство - Российская Федерация - не является юридическим лицом, но выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации могут действовать органы государственной власти РФ в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.

Согласно подп. 2 п. 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. N 377, Минимущество России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности РФ.

К объектам нежилого фонда относятся дома, помещения, предназначенные для удовлетворения публично-правовых потребностей, в частности предоставленные федеральным органам исполнительной власти для обеспечения их деятельности и использования по иному целевому назначению.

Распоряжение указанными объектами в иных целях осуществляется с разрешения Минимущества РФ.

2. Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" установлено, что Минимущество России в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ, если иной порядок не установлен федеральными законами и указами Президента РФ, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений:

закрепление на праве оперативного управления или передачу их в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям;

закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями;

передачу их в аренду иным организациям по договору.

Согласно п. 3 - 5 указанного Постановления Правительства РФ при размещении государственных органов и организаций размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. м общей площади на одного работника аппарата управления.

Эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, или за счет собственных средств.

Договоры на передачу в аренду или в безвозмездное пользование находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, заключаемые организациями, за которыми эти объекты закреплены в установленном порядке, подлежат обязательному учету в реестре договоров Минимущества России.

Порядок учета таких договоров и осуществления контроля за их исполнением определяется Минимуществом России.

КП: примечание.

Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 19.12.2003 N 7111-р <Об отмене распоряжения Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р>.

3. Положением, утвержденным распоряжением Министерства государственного имущества РФ (ныне - Минимущество России) от 23 марта 1998 г. N 252-р, определен порядок оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, относящихся к федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ:

- на праве оперативного управления - за федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями;

- на праве хозяйственного ведения - за федеральными государственными унитарными предприятиями.

КП: примечание.

Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 19.12.2003 N 7111-р <Об отмене распоряжения Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р>.

Рассматриваемым Положением определен порядок оформления передачи:

- в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям;

- в аренду иным организациям по договору.

КП: примечание.

Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 19.12.2003 N 7111-р <Об отмене распоряжения Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р>.

Все права на недвижимое имущество, оформленные в соответствии с указанным Положением, подлежат регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

КП: примечание.

Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 19.12.2003 N 7111-р <Об отмене распоряжения Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р>.

В соответствии с п. 2.1 - 2.3 Положения оформление закрепления объекта недвижимого имущества осуществляется Мингосимуществом России в соответствии с поручениями (решениями) Президента РФ и Правительства РФ в случаях:

- необходимости перераспределения недвижимого имущества в связи с его изъятием у учреждения как излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению;

- обращения государственного унитарного предприятия либо государственного учреждения;

- реорганизации либо ликвидации предприятия или учреждения;

- поступления недвижимого имущества в собственность РФ по завещанию и иным основаниям.

Документом, оформляющим закрепление объекта недвижимого имущества, является издаваемое Минимуществом России распоряжение с приложением акта приема-передачи объекта, подписанного передающей и принимающей сторонами. На основании распоряжения оформляется договор о порядке использования закрепленного объекта, в соответствии с примерным договором, разрабатываемым Минимуществом России.

Договор оформляется Минимуществом России или, по отдельным поручениям, его территориальными органами.

Указанный порядок применяется также в случае оформления передачи объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям.

КП: примечание.

Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 19.12.2003 N 7111-р <Об отмене распоряжения Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р>.

Передача в аренду объектов, находящихся в федеральной собственности, регламентирована п. 4 указанного Положения. О сроках оформления договоров аренды федерального имущества см. распоряжение Минимущества России от 28 июня 2001 г. N 1810-р.

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел о комментируемых проступках в зависимости от статуса нарушителя осуществляется должностными лицами различных органов административной юрисдикции.

Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами, а также гражданами, отнесено к ведению мировых судей (ср. ч. 1, абз. 3 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП). Поскольку проведение административного расследования в случаях совершения комментируемых административных правонарушений не предусмотрено, рассматривать дела о соответствующих проступках вправе только указанные судьи (см. комментарий к ст. 28.7).

При истолковании данной статьи следует иметь в виду особенности корреляции административно-правового статуса должностного лица и лица, являющегося индивидуальным предпринимателем (о соотношении статуса указанных лиц см. п. 6 комментария к ст. 2.4).

Комментарии и консультации юристов по ст 7.24 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 7.24 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.