Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

Комментарий к статье 7.18 КоАП РФ

1. В качестве объекта правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением зерном и зернопродуктами как объектами собственности.

Зерно является национальным достоянием России, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне", Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федерального закона от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки". Кроме того, важное значение имеют Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 478 "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна", Постановление Правительства РФ от 4 августа 2005 г. N 491 "О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна", Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2005 г. N 275 "Об осуществлении контроля за качеством зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из РФ".

Федеральный закон "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" определяет ключевые понятия (ст. 2): зерно - семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических целей; продукты переработки зерна - мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия, комбикорма, побочные продукты переработки зерна. Производство продуктов переработки зерна - технологический процесс переработки зерна в целях производства муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов; хранение зерна и продуктов его переработки - содержание зерна и продуктов его переработки в условиях, обеспечивающих их сохранность.

Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, обязаны:

разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению порчи, снижения качества зерна и продуктов его переработки и по обеспечению их рационального использования;

обеспечивать соблюдение санитарных, технических и противопожарных требований;

обеспечивать контроль за качеством зерна и продуктов его переработки посредством использования производственных аккредитованных лабораторий или иных аккредитованных лабораторий;

соблюдать научно обоснованные нормы выхода продуктов переработки зерна с обеспечением производства продуктов переработки зерна в ассортименте, предусмотренном технологическим процессом;

нести другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

2. Объективная сторона состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих правила хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правила производства продуктов переработки зерна.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 августа 2005 г. N 491 государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В целях обеспечения рационального использования зерна и продуктов его переработки Правительство РФ утвердило форму специальной декларации, порядок ее представления в уполномоченный орган (Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1447 утвержден Порядок представления декларации рационального использования зерна). Правила оформления сертификатов качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ на проинспектированные зерно и продукты его переработки утверждены Приказом Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ от 23 мая 2003 г. N 30. Кроме того, Временный порядок подтверждения соответствия безопасности и качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в РФ и при вывозе из РФ утвержден Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору 12 мая 2005 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 478 с 1 ноября 2005 г. деятельность в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна установленным требованиям, включая выдачу сертификатов качества и безопасности указанной продукции, осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Порядок сертификации зерна и продуктов его переработки, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. N 21).

Порядок закупки и поставки зерна и продуктов его переработки в соответствующие фонды определяется Правительством РФ и администрацией субъектов РФ.

3. Субъекты правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Другой комментарий к статье 7.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Правила закупки, хранения или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правила производства продуктов переработки зерна для федерального фонда и региональных фондов определяются Законом РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне", Федеральным законом от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" и другими актами законодательства.

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ:

- под зерном подразумеваются семена хлебных злаков, зерновых, бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических целей;

- под продуктами переработки зерна - мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия, комбикорма, побочные продукты переработки зерна;

- под обработкой зерна - очистка, сушка, вентилирование, обеззараживание зерна и другие технологические процессы приведения качества зерна в соответствие с требованиями нормативных документов;

- под производством продуктов переработки зерна - технологический процесс переработки зерна в целях производства муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов;

- под качеством зерна и продуктов его переработки - совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов;

- под рациональным использованием зерна и продуктов его переработки - использование зерна и продуктов его переработки по целевому назначению, соблюдение научно обоснованных норм выхода и потерь зерна и продуктов его переработки при их хранении, транспортировании и реализации;

- под хранением зерна и продуктов его переработки - содержание зерна и продуктов его переработки в условиях, обеспечивающих их сохранность.

2. Нарушения правил закупки зерна могут выражаться в таких действиях (бездействии), как:

а) непредоставление, а также уклонение от предоставления кредитов под гарантийные обязательства органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, выделяемых для расчетов с производителями зерна и иными его поставщиками за зерно, поставляемое в региональные фонды зерна республик в составе Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, соответствующим региональным заказчикам;

б) неисполнение производителем зерна, государственным или региональным заказчиком своих контрактных обязательств на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.

3. Осуществление деятельности по производству элитных семян (семян элиты), а также деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки лицом, не наделенным правомочиями лицензиата, либо лицензиатом с нарушением лицензионных требований и условий квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей. Лицензирование указанных видов деятельности осуществляется Минсельхозом России на основе Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135).

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиатам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении указанных видов деятельности, определены соответственно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 415, и п. 3 Положения о лицензировании деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 414.

Совершение данного административного правонарушения лицензиатом квалифицируется как нарушение требований и условий лицензирования и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой установлены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

4. Федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна республик в составе Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей создаются в целях обеспечения потребностей РФ в продовольственном, фуражном и семенном зерне.

Объем федерального фонда зерна определяется Правительством РФ и формируется путем закупок зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на территории Федерации, а при необходимости - путем закупок зерна и за ее пределами.

5. Согласно Правилам проведения государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, утвержденным Приказом Росгосхлебинспекции от 11 января 2002 г. N 2, мероприятия по контролю юридического лица любой организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих закупку, хранение, обработку, производство и реализацию зерна и продуктов его переработки, а также производство продуктов переработки зерна, включают в себя проверку соблюдения следующих обязательных требований:

- наличие лицензии на осуществление деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки и соблюдение лицензионных требований и условий (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки);

- наличие декларации рационального использования зерна и ее соответствие фактическим данным (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению и переработке зерна, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей);

- наличие утвержденной руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем схемы технологического процесса приемки, обработки, хранения и отпуска зерна и продуктов его переработки, а также производства продуктов переработки зерна;

- применение оборудования и иных технических средств, соответствующих утвержденной схеме технологического процесса;

- соблюдение правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах, хлебоприемных, мукомольных, крупяных, комбикормовых и хлебопекарных предприятиях, технологических инструкций по производству хлебопекарных и макаронных изделий и других нормативных и технических документов, в соответствии с которыми осуществляются приемка, обработка, хранение и отпуск зерна и продуктов его переработки, а также производство продуктов переработки зерна;

- организация производственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки;

- наличие документов, подтверждающих качество и безопасность зерна и продуктов его переработки;

- обеспечение качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в соответствии с требованиями нормативных документов;

- ведение количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки в соответствии с действующим порядком;

- соблюдение научно обоснованных норм выхода продуктов переработки зерна (для мукомольных, крупяных, хлебопекарных, макаронных и комбикормовых предприятий);

- соблюдение правил расфасовки, упаковки и маркировки продуктов переработки зерна;

- обеспечение правильности расчетов за зерно, закупаемое у сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- обеспечение количественной и качественной сохранности зерна и продуктов его переработки;

- наличие и выполнение плана мероприятий по борьбе с зараженностью зерна и продуктов его переработки вредителями и грызунами.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым территориальным подразделением Росгосхлебинспекции плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В соответствии с п. 18 рассматриваемых Правил, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что зерно и (или) продукты его переработки могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, территориальное подразделение Росгосхлебинспекции обязано довести до сведения потребителей информацию об опасном зерне и (или) продуктах его переработки, о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации) зерна и (или) продуктов его переработки и (или) отзыва его (их) с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекции) (см. комментарий к ст. 23.18).

Комментарии и консультации юристов по ст 7.18 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 7.18 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.