Статья 7.16. Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения

(Наименование в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.

Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.

Комментарий к статье 7.16 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, складывающиеся в сфере собственности на особо охраняемые земли историко-культурного назначения и установленный порядок их использования.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов являются самостоятельной категорией земель. Ранее земли данной категории выделялись в земельном законодательстве под названием "земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения". ЗК РФ сохранил эту категорию земель, но изменил ее название.

В юридической литературе землями особо охраняемых территорий принято считать земли любых территорий, подлежащих особой охране.

Земли особо охраняемых территорий полностью или частично изымаются из хозяйственного использования и оборота - для них устанавливается особый правовой режим. Особо охраняемые территории и объекты так названы по той причине, что для них установлен особый режим использования и охраны.

Пункт 1 ст. 99 ЗК определяет виды земель историко-культурного назначения:

- памятники истории и культуры;

- достопримечательные места.

Основной вид земель историко-культурного назначения - это земли объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в т.ч. объектов археологического наследия.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ. Здесь культурным наследием названы только памятники истории и культуры.

В Основах законодательства РФ о культуре от 09.10.92 N 3612-1 предусматривается, что культурное наследие народов РФ включает в себя материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Эта норма помимо памятников истории и культуры требует считать культурным наследием и ряд иных объектов, в т.ч. историко-культурные территории.

Таким образом, законодатель использует понятия "объекты культурного наследия", "объекты историко-культурного наследия", "объекты исторического наследия", однако из вышеизложенного следует вывод о том, что эти понятия не совсем идентичные.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Они могут находиться в собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной собственности, частной собственности.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в действиях по незаконному отводу земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

3. Субъекты данного правонарушения - должностные лица, в обязанности которых входит отвод земельных участков.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 7.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе земель историко-культурного назначения см. п. 5 комментария к ст. 7.13 и п. 3 комментария к ст. 7.14.

2. Согласно ст. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и указанным Федеральным законом.

В соответствии с Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221, территории объектов историко-культурного наследия имеют статус "территорий объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения". Подготовка документов и выдача разрешений (специальных разрешений) на строительство на указанных территориях осуществляется в соответствии с разд. II указанных Правил.

3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 9 комментария к ст. 7.13.