Статья 6.15. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

(наименование в редакции, введенной в действие с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 28 июня 2009 года N 122-ФЗ
Нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 28 июня 2009 года N 122-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 28 июня 2009 года N 122-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ)

Комментарий к статье 6.15 КоАП РФ

1. Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ может быть совершено лицом как умышленно, так и по неосторожности. В данном случае могут быть нарушены правила производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Предусмотрено действующим законодательством применение и самостоятельного состава преступления, закрепленного в статье 228.2 УК РФ, при нарушении правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшего их утрату.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.15 КоАП России, установлен новый вид наказания - административное приостановление деятельности, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей районных судов (см. комментарий к статье 23.1 КоАП РФ).

2. После составления протокола об административном правонарушении по данной статье дело направляется для рассмотрения судье. Необходимо учесть, что в соответствии с частью 4 статьи 28.8 КоАП РФ, если по делу об административном правонарушении применена мера обеспечения производства в виде временного запрета деятельности, то оно должно быть передано на рассмотрение судье немедленно после составления протоколов об административном правонарушении и о временном запрете деятельности.

3. Следует иметь в виду, что если после назначения наказания в виде административного приостановления деятельности лицо заявит ходатайство о досрочном прекращении такого вида наказания, то судья в обязательном порядке истребует письменное заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении. Это должностное лицо должно будет выяснить и сообщить в судебные органы в заключении, составленном в свободной форме, об устранении или о неустранении на момент дачи заключения обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности.

4. Кроме того, должностные лица при возбуждении дела об административном правонарушении по статье 6.15 КоАП России вправе применять новую меру обеспечения производства по делу - временный запрет деятельности, установленную этим же законом. Данная мера обеспечения производства по делу применяется в исключительных случаях, указанных в части 1 статьи 27.16 КоАП России. О применении временного запрета деятельности составляется протокол по установленной форме, он отнесен к компетенции органов внутренних дел (милиции), таможенных органов, должностных лиц в области здравоохранения и должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (см. комментарий к статье 28.3).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает установленный порядок (требования) оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, охрана жизни и здоровья людей.

Объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в нарушении правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Субъектом правонарушения выступают юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к статье 6.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Цель данной статьи - обеспечение реализации норм Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также международных правовых актов, направленных на пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (подробнее см. комментарий к ст. 6.8 КоАП РФ).

2. Упомянутый выше Федеральный закон установил понятия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также наркосодержащих растений, подлежащих контролю в Российской Федерации, определил порядок регулирования деятельности в указанной сфере. В ст. 8 Закона установлено, что деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 17 упомянутого выше Федерального закона предприятия, осуществляющие разработку, производство, изготовление, приобретение, использование, уничтожение инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, не подлежат приватизации и иным формам разгосударствления (п. 3).

3. В соответствии с ч. 4 ст. 8 упомянутого Федерального закона перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, уничтожения, ввоза на таможенную территорию и вывоза с таможенной территории, устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 22 марта 2001 г. N 221). Минпромэнерго России (ныне - Минпромторгу), ФСКН России и Минздравсоцразвития России поручено давать разъяснения по применению установленных Правительством РФ правил.

На Министерство промышленности и торговли РФ возложено распределение инструментов и оборудования по соответствующим организациям, а их отпуск, реализации и приобретение осуществляются по согласованию с указанным Министерством.

Ввоз на таможенную территорию (ныне - Таможенного союза) и вывоз с нее инструментов и оборудования, связанных с производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст. 29 упомянутого выше Федерального закона инструменты или оборудование, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

В процессе уничтожения инструментов и оборудования задействованы представители Минпромторга России и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

4. Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, состоит в нарушении Правил, установленных упомянутым выше Постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 г. N 221 (с изм. и доп.).

5. Субъект правонарушения - юридическое лицо, имеющее полученную в установленном законодательством порядке лицензию на производство и изготовление наркотических и психотропных веществ.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

6. Данной статьей предусмотрено в качестве дополнительного наказания применение конфискации инструментов и оборудования по усмотрению судьи. Вместе с тем ст. 47 ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ предусматривает безусловную конфискацию изъятых из незаконного оборота инструментов и оборудования и обращение в доход государства или их уничтожение.

7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы по фактам правонарушений составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), таможенных органов, органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. п. 1, 12, 18, 83 ч. 2 ст. 28.3).