Статья 6.14. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам

(Утратила силу с 19 января 2012 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.)

Комментарий к статье 6.14 КоАП РФ

1. При осуществлении деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо получить лицензию.

Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подразумевает производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, а оборот есть закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 16.10.2006) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий.

Несоблюдение требований второй главы данного Закона к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение требований государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов при производстве либо обороте этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции квалифицируются как нарушение требований и условий, предусмотренных действующим законодательством, и влекут за собой санкции в виде приостановления или аннулирования лицензии и/или привлечения к административной ответственности.

Государственный контроль за объемом производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется путем введения единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), которая позволяет субъектам Российской Федерации реализовывать контроль и учет объема розничной продажи алкогольной продукции при соблюдении законодательства, норм и правил в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.

2. Вопросы защиты жизни и здоровья граждан и их безопасности находятся в рамках применения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при принятии соответствующего технического регламента, который и должен содержать исчерпывающий перечень продукции, в отношении которой установление срока годности, качества и других нормативов является обязательным требованием. В настоящее время указанный технический регламент отсутствует.

3. Квалификация продукции, находящейся в незаконном обороте, то есть при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, должна осуществляться на основании статьи 14.16 КоАП РФ (см. комментарий).

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.1 и 28.3 КоАП РФ).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает установленный порядок (требования) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защита прав потребителей, охрана жизни и здоровья людей.

Объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в производстве или обороте (импорт, экспорт) алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей установленным нормам и требованиям (стандартам).

Субъектом правонарушения выступают должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к статье 6.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом). Под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

2. О статусе государственных стандартов см. п. 1 комментария к ст. 9.4, о понятиях санитарных правил и гигиенических нормативов см. п. 1 комментария к ст. 6.3.

По смыслу комментируемой статьи имеется в виду промышленное производство этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт, не подлежит государственному регулированию в соответствии с данным Федеральным законом. Таким образом, изготовление (производство) гражданами, юридическими лицами продукции, содержащей этиловый спирт, предназначенной для удовлетворения личных (бытовых) потребностей физического лица либо внутренних нужд юридического лица, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, не подпадает под действие комментируемой статьи.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под промышленным производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается производство такой продукции юридическим лицом в объеме, превышающем потребности собственного производства, в целях ее продажи и получения прибыли; под оборотом этилового спирта и указанной продукции подразумеваются их закупка (в том числе импорт), хранение и розничная продажа.

3. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены ст. 8 - 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст. 8, 9 в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 109-ФЗ).

Деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории РФ (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта РФ, и действующих на территории данного субъекта РФ или на территориях других субъектов РФ, с которыми субъект РФ, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.

Виды указанной деятельности, подлежащие лицензированию, определены п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется на основе названного Федерального закона. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в данном случае не применяется (см. также Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции").

4. Несоблюдение указанных требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

5. Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов при производстве либо обороте этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции квалифицируются как нарушение лицензионных требований и условий и влекут за собой санкции в виде приостановления или аннулирования лицензии, применяемые к нарушителю независимо от его привлечения к мерам административной ответственности, предусмотренным комментируемой статьей.

Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования определен ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, за исключением случаев, требующих проведения административного расследования (см. подп. Б п. 1 комментария к ст. 29.1).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов (ср. ч. 1 ст. 23.1 и абз. 2, 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; см. также комментарий к ст. 28.7).

О соотношении понятий "должностное лицо" и "индивидуальный предприниматель" см. комментарий к ст. 2.4. См. также п. 9 комментария к ст. 23.1.

Комментарии и консультации юристов по ст 6.14 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 6.14 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.