Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

(Часть дополнительно включена с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 314-ФЗ)

Комментарий к статье 3.7 КоАП РФ

1. Конфискацией объекта является принудительное безвозмездное обращение в доход государства орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаемое только судом - мировым судьей. Но согласно части 2 статьи 243 ГК РФ допускается и административная форма конфискации - по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц.

2. Предусмотрены исключения из общего правила по аналогии со ст. 3.6 КоАП РФ.

3. Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.

Конфискация также существенно отличается от такой процессуальной меры, как изъятие вещей и документов, производимое в порядке ст. 27.10 и 27.11 КоАП РФ, где изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации - уничтожаются.

4. На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ обеспечиваются гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания.

По общему правилу конфискация применяется лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя, однако данное положение сформулировано не в КоАП РФ, а, например, в Гражданском, Таможенном кодексах РФ (ст. 243 ГК, 428 ТК РФ).

При этом допускается применение за совершение административного правонарушения конфискации орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности, например за нарушение таможенного законодательства, а также на основании Постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 14 мая 1999 года (СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669) и Определения Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О (СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4823).

В свою очередь, необходимо обратить внимание на главу 15.1 УК РФ, которая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ, где речь идет о конфискации имущества.

Так, статья 104.1 определяет, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Положения статьи 104.1, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ).

5. Конфискация может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

Под орудием совершения административного правонарушения могут подразумеваться недвижимые вещи - судно морского транспорта, летательный аппарат, контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения (ст. 7.12; 8.17; 8.19 и др.), а к предметам административного правонарушения относятся движимые имущественные объекты - водные биологические (живые) ресурсы, оружие и боеприпасы, предметы, добытые в результате раскопок, а также инструменты и оборудование, использованные для разведок или раскопок (ст. 7.15; 20.8 и др.).

Другой комментарий к статье 3.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

2. Конфискация предмета, так же как и его возмездное изъятие, представляет собой разновидность административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи. Применение обоих наказаний влечет за собой прекращение права собственности на отчуждаемый имущественный объект.

3. Согласно данной статье КоАП правовой режим административной конфискации в случае совершения административных правонарушений не применяется: назначение данного административного наказания является прерогативой судьи (см. п. 4 комментария к данной статье КоАП).

Конфискованная вещь принудительно-безвозмездно обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации, ее принудительное обращение в муниципальную (негосударственную) собственность будет противоречить ч. 1 комментируемой статьи.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, представляющего собой меру административного пресечения. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова" изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами административной юрисдикции, их должностными лицами, хотя и ограничивает правомочие собственника, но не порождает перехода права собственности к государству, поэтому изъятие (арест) производится без судебного решения, что не препятствует его обжалованию в суд. Только с вынесением судебного решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

4. Конфискация как санкция за совершенное правонарушение предусмотрена не только КоАП; согласно ст. 243 ГК допускается две формы конфискации: по решению суда и в административном порядке - по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц. Конфискация в качестве меры ответственности, предусмотренной ГК, может быть применена в отношении как движимого имущества, так и недвижимых объектов.

Правовой режим конфискации в качестве публично-правовой санкции существенно отличается от истолкования конфискации в КоАП: в данном случае конфискации подлежат только имущественные объекты, установленные санкцией данной правовой нормы КоАП, причем отдельные объекты имущества, в частности деньги и ценные бумаги, не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного проступка и поэтому не подлежат конфискации. Конфискация в соответствии с комментируемой статьей может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

5. Согласно КоАП конфискация может быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также применительно к недвижимым имущественным объектам - в этом отличие конфискации от возмездного изъятия (ср. п. 2 комментария к ст. 3.6). Конфискация морского или воздушного судна (в тех случаях, когда оно подлежит государственной регистрации), применяемая в соответствии с КоАП за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, представляет собой разновидность конфискации недвижимого имущества (см. ст. 8.17, а применительно к воздушному судну - также ст. 8.20 КоАП). При корреляции понятий "воздушное судно" и "летательный аппарат" (КоАП) следует иметь в виду, что по смыслу ст. 32 Воздушного кодекса РФ данные понятия отождествляются.

6. Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав - движимые и недвижимые вещи (см. п. 5 комментария к данной статье). Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью; в любом случае вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у него на незаконных основаниях, не является конфискацией; в отличие от данного административного наказания, при применении возмездного изъятия предмет, подлежащий принудительному изъятию, по смыслу ст. 3.6 КоАП может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

7. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи под предметом, изъятым из оборота, подразумевается имущество, нахождение которого в обороте не допускается согласно ч. 1 п. 2 ст. 129 ГК. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе.

8. Российское имперское право также рассматривало конфискацию в качестве особой разновидности имущественных санкций. Согласно ст. 58 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных конфискация "всех или части принадлежащих осужденным вещей и других имуществ" являлась дополнительным имущественным наказанием, присоединяемым в указанных законом случаях к основному уголовному или исправительному наказанию. От общей конфискации, или принудительного изъятия всего имущества в пользу казны, отличалось изъятие у виновного отдельных предметов - "орудий, послуживших или долженствующих служить к совершению преступления (instrumental sceleris), или же продуктов преступления". В соответствии с отделом первым гл. IX Уложения (о нарушении уставов таможенных) наказание в виде конфискации было предусмотрено по 19 составам преступлений, правовой режим специальной конфискации был определен ст. 751, ч. 2 ст. 759, ст. 760, 761 (дополнения 1, 2), 762, 763, ч. 1 ст. 764. Виды отдельных предметов, подлежащих конфискации в данном случае, определялись диспозицией правовой нормы. Конфискованные предметы, если они не подлежали уничтожению, обращались в пользу казны либо направлялись конкретному адресату, определенному санкцией; согласно ст. 759 незаконно ввозимая из зарубежных стран российская серебряная монета, а также медная монета новой чеканки подлежали конфискации и направлению на монетный двор.

Согласно ст. 1205 Устава уголовного судопроизводства товары и другие предметы, признанные судом подлежащими конфискации, а равно удержанные для пополнения штрафов, продавались казенным управлениям.

Уголовные наказания по российскому имперскому праву подразделялись на: наказания в виде смертной казни; наказания, бессрочно ограничивающие свободу (каторжные работы первой степени); наказания, ограничивающие свободу на срок, определенный судебным решением в пределах минимального и максимального сроков указанных ограничений, установленных Уложением о наказаниях уголовных и исправительных (каторжные работы второй - седьмой степеней). Наказание в виде денежного взыскания являлось единственным основным исправительным наказанием, предусмотренным названным Уложением.