Статья 23.24. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)

(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

1. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24-8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29-8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего Кодекса.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), его заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.

Комментарий к статье 23.24 КоАП РФ

В соответствии с Положением об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2005 г. N 600) контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23.21.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением:

а) порядка ведения государственного учета лесного фонда, мониторинга лесов, государственного лесного кадастра, лесоустроительной документации, отчетности, отражающей количественные и качественные характеристики изменения лесного фонда, порядка использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

б) требований по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий;

в) требований по ведению лесного хозяйства и обеспечению качества выполняемых лесохозяйственных мероприятий в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;

г) требований лесного законодательства Российской Федерации по воспроизводству лесов и лесоразведению;

д) требований законодательства Российской Федерации по охране, своевременному проведению рекультивации нарушенных земель лесного фонда;

е) санитарных правил в лесах, требований по предупреждению возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса, их учету;

ж) требований законодательства Российской Федерации по предоставлению участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, концессию и краткосрочное пользование;

з) правил отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования;

и) правил лесопользования и пребывания граждан в лесах, требований по обеспечению соответствия порядка проведения на землях лесного фонда строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, разрешительным документам, выдаваемым в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;

к) правил пожарной безопасности в лесах, требований по своевременному принятию мер для ликвидации лесных пожаров и их последствий, по учету площадей земель лесного фонда, пострадавших от пожаров, и определению причиненного ими ущерба лесному фонду;

л) требований по обеспечению соответствия лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, а также планируемых лесохозяйственных мероприятий принципам устойчивого развития, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда, сохранности и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств леса;

м) требований по обеспечению сохранности знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

н) правил пользования объектами животного мира и охраны среды обитания животных на землях лесного фонда в пределах своей компетенции;

о) порядка отвода земельных участков и предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов на землях лесного фонда, а также правил охраны водных объектов на землях лесного фонда;

п) иных требований лесного законодательства Российской Федерации.

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный контроль, одновременно по должности являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главным государственным инспектором Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель подразделения ее центрального аппарата, ведающие вопросами государственного контроля, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

в) заместитель руководителя подразделения, начальники отделов и заместители начальников отделов подразделения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающего вопросами государственного контроля, - старшими государственными инспекторами Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

г) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главными государственными инспекторами в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

д) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля, - заместителями главных государственных инспекторов в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

е) начальники отделов, ведающих вопросами государственного контроля, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - старшими государственными инспекторами в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

ж) заместители начальников отделов, ведающих вопросами государственного контроля, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместителями старших государственных инспекторов в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

з) главные и ведущие специалисты отделов, ведающих вопросами государственного контроля, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - государственными инспекторами в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Другой комментарий к статье 23.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является федеральным органом управления лесным хозяйством, а также специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Согласно подп. 9 п. 7 Положения МПР России имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесному фонду, а также о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах. Исчерпывающий перечень полномочий МПР России в области управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведения лесного хозяйства определен подп. 44 - 56 п. 6 указанного Положения.

2. С учетом изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти, установленных Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867, а также согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544 полномочиями по осуществлению государственного контроля наделяются руководители и специалисты МПР России и его территориальных органов, являющиеся в соответствии с Порядком осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ, по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Должностные лица МПР России по должности одновременно являются:

министр природных ресурсов Российской Федерации - главным государственным инспектором РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

заместители министра, ведающие вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, руководитель структурного подразделения центрального аппарата МПР России, ведающий вопросами организации государственного контроля, - заместителями главного государственного инспектора РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

руководители структурных подразделений центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, заместители руководителя структурного подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами организации государственного контроля, - старшими государственными инспекторами РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

специалисты указанных структурных подразделений - государственными инспекторами РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в пределах своей компетенции имеют право:

- давать юридическим и физическим лицам обязательные к исполнению указания (предписания) по устранению нарушений лесного законодательства РФ и их последствий;

- принимать меры по ограничению, приостановлению или запрещению хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан, а также по прекращению прав пользования участками лесного фонда в порядке, установленном лесным законодательством РФ;

- аннулировать лесорубочный билет, ордер, лесной билет в случаях и порядке, установленных лесным законодательством РФ;

- составлять протоколы о всех видах нарушений лесного законодательства РФ, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания.

3. Согласно Положению о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 850, государственная лесная охрана РФ создается в МПР России в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.

К должностным лицам государственной лесной охраны РФ относятся:

- должностные лица лесхозов МПР России (в том числе лесхозов-техникумов, опытных и других специализированных лесхозов, лесхозов научно-исследовательских учреждений МПР России);

- должностные лица территориальных органов МПР России в субъектах Федерации;

- должностные лица центрального аппарата МПР России (см. Перечень должностных лиц государственной лесной охраны РФ, утвержденный Приказом МПР России от 17 марта 2003 г. N 194 (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2003 г. N 4324)).

Согласно п. 8 Положения о государственной лесной охране РФ государственная лесная охрана РФ осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, направляет в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к административной ответственности.

Комментарии и консультации юристов по ст 23.24 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 23.24 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.