Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 мая 2012 года Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 44-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков), статьей 7.3, статьей 7.4 (в части застройки площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования участками недр), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр), статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17 (в части нарушения условий лицензии на региональное геологическое изучение, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации), статьей 8.18 (в части нарушения правил проведения ресурсных исследований), статьей 8.19, статьей 8.20 (в части незаконной передачи минеральных ресурсов) настоящего Кодекса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
2) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
3) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;
4) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;
5) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
6) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;
7) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

Комментарий к статье 23.22 КоАП РФ

В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (с послед. изм.) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

В соответствии с п. 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293) государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами;

органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр;

в) наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых показателям, установленным в проектной документации;

г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;

е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

з) соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет во взаимодействии с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки на государственный баланс и списания с государственного баланса запасов полезных ископаемых;

б) предотвращение самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

в) ликвидация в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.

Более подробно о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования см. комментарий к ст. 23.21.

Другой комментарий к статье 23.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входит государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России является федеральным органом управления государственным фондом недр, а также организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр территории РФ и ее континентального шельфа.

Согласно подп. 9 п. 7 Положения МПР России рассматривает дела об административных правонарушениях, а также предъявляет в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного недрам. Исчерпывающий перечень полномочий МПР России по управлению государственным фондом недр определен подп. 20 - 31 п. 6 указанного Положения.

2. В соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132, государственный геологический контроль осуществляют МПР России и органы государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

МПР России осуществляет государственный геологический контроль непосредственно либо через подразделение своего центрального аппарата, ведающее вопросами государственного геологического контроля, и отделы государственного геологического контроля территориальных органов государственного управления государственным фондом недр РФ.

МПР России осуществляет государственный геологический контроль во взаимодействии с Госгортехнадзором России по вопросам:

- достоверности и обоснованности представляемых недропользователями материалов для списания с учета предприятий запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи и не подтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах или разработке месторождений;

- предотвращения самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.

3. В соответствии с п. 8, 11 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр:

- министр природных ресурсов РФ одновременно по должности является главным государственным инспектором РФ по геологическому контролю;

- заместитель министра и руководитель подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного геологического контроля, одновременно по должности являются заместителями главного государственного инспектора РФ по геологическому контролю;

- заместитель руководителя подразделения центрального аппарата МПР России, ведающий вопросами государственного геологического контроля, одновременно по должности является старшим государственным инспектором РФ по геологическому контролю;

- начальник отдела и главные специалисты подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного геологического контроля, одновременно по должности являются государственными инспекторами РФ по геологическому контролю;

- руководители территориальных органов МПР России одновременно по должности являются главными государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории, а начальники отделов государственного геологического контроля этих органов - соответственно заместителями главных государственных инспекторов по геологическому контролю на соответствующей территории;

- заместители начальников отделов государственного геологического контроля территориальных органов МПР России одновременно по должности являются старшими государственными инспекторами по геологическому контролю, а главные и ведущие специалисты этих отделов одновременно по должности являются государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории.

Главный государственный инспектор РФ по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор РФ по геологическому контролю, их заместители и старшие государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право:

- ставить перед руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, а также передавать в необходимых случаях материалы в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к административной или уголовной ответственности;

- рассматривать в случаях и в порядке, предусмотренных КоАП, дела об административных правонарушениях в области недропользования.

Комментарии и консультации юристов по ст 23.22 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 23.22 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.