Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Комментарий к статье 22.3 КоАП РФ

Специфика государственного управления предопределяет частые изменения системы и структуры органов государственной исполнительной власти. Комментируемая статья призвана разрешить вопросы, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях в случаях упразднения, реорганизации или переименования соответствующих органов (должностей, должностных лиц).

Первым таким случаям является упразднение государственного органа (должности или должностного лица). Упразднением является юридическая ликвидация государственного органа (государственной должности). Обычно упразднение осуществляется путем принятия правового акта, которым одновременно решается вопрос о передаче полномочий упраздняемого органа или должности. Однако так происходит не всегда. До решения данного вопроса дела, которые были подведомственны упраздненному органу, рассматривают судьи. КоАП не решает вопрос о том, к юрисдикции какого именно суда в таких случаях должно относиться рассмотрение дел об административных правонарушениях. На практике вопрос этот должен решаться исходя из законодательства Российской Федерации о судебной системе, процессуального законодательства, а также с учетом положений ст. 23.1 КоАП.

Вторым случаем является преобразование государственного органа или его переподчинение. Преобразованием может являться изменение организационно-правовой формы государственного органа, его слияние с другим органом, разделение и т.п. Преобразование и изменение организационной подчиненности не всегда связано с изменением функции государственного органа. Однако если это происходит, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях возлагаются на те органы либо на тех должностных лиц, которым переданы указанные функции, но лишь до внесения изменений в КоАП или закон субъекта РФ.

Третьим случаем является изменение наименования государственного органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности. Полномочия в этом случае не меняются, поэтому рассматривать дела об административных правонарушениях продолжают те же органы и должностные лица, но также лишь до внесения изменений в КоАП РФ или закон субъекта РФ.

Другой комментарий к статье 22.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения и территориальные органы, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями согласно п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП, являются юридическими лицами. Статус юридического лица распространяется также на государственные органы, осуществляющие контрольные, надзорные функции, указанные в гл. 23 КоАП.

2. Согласно п. 1 ст. 61 ГК ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Гражданско-правовой институт ликвидации юридического лица следует отличать от упразднения органа исполнительной власти, регулируемого административным законодательством: при внесении коррективов в структуру федеральных органов исполнительной власти упразднение федеральных министерств, ведомств влечет за собой передачу части функций упраздняемого юридического лица образованному министерству, ведомству, также наделяемому правомочиями юридического лица, либо действующему федеральному органу исполнительной власти (см. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311). Таким образом, упразднение федерального министерства, ведомства, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями, при изменении структуры федеральных органов исполнительной власти влечет передачу указанных полномочий другому министерству, ведомству.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи до внесения соответствующих коррективов в КоАП дела об административных правонарушениях, подведомственные государственным контрольным, надзорным органам, указанным в гл. 23 КоАП, рассматривают судьи.

3. Под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (см. п. 5 ст. 58, ст. 59 ГК).

Преобразование юридического лица представляет собой частный случай реорганизации юридического лица.

В процессе реорганизации юридических лиц происходит передача прав и обязанностей реорганизованного юридического лица, в том числе и административно-юрисдикционных полномочий, другому юридическому лицу (юридическим лицам) в порядке правопреемства.

В случаях, специально предусмотренных федеральным законом, преобразование возможно только с согласия уполномоченных государственных органов (п. 2, 3 ст. 57 ГК).

Передача прав и обязанностей юридического лица (правопреемство) возможна только при его реорганизации в любой из пяти форм, предусмотренных ГК.

О правовых последствиях упразднения ФСНП, ФПС и ФАПСИ см. Предисловие к данной книге.

Комментарии и консультации юристов по ст 22.3 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 22.3 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.