Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ;
3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
(Пункт дополнительно включен с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ)
4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы (пункт дополнительно включен с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ);
5) пункт дополнительно включен с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; утратил силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ;
6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;
(Пункт дополнительно включен с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

Комментарий к статье 22.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья в общем виде закрепляет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Подробнее об их компетенции см. комментарий к ст. 23.2.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях возлагается также на федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы. Их полномочия в данной сфере установлены ст. 23.3 - 23.67 КоАП. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа "органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере". Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

2. На уровне субъектов Российской Федерации дела об административных нарушениях рассматриваются органами и должностными лицами данных субъектов. Кроме того, комментируемый Кодекс наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

Другой комментарий к статье 22.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся к субъектам административной юрисдикции; согласно КоАП последние вправе определять противоправность деяния, квалифицировать признаки проступка и применять к нарушителю административные санкции. К органам государственной власти, наделенным административно-юрисдикционными полномочиями, относятся федеральные органы исполнительной власти - министерства и ведомства РФ, их учреждения, структурные подразделения, территориальные органы, иные государственные органы, а также органы судебной власти, представленные судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов, мировыми судьями. (Применительно к административно-юрисдикционным полномочиям судей см. также подп. В п. 1, п. 2, 9, 10 комментария к ст. 23.1.)

2. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311). Конституционный статус территориальных органов федеральных министерств и ведомств определен ч. 2 ст. 77 и ч. 1 ст. 78 Конституции РФ.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий создают свои территориальные органы и назначают соответствующих должностных лиц. По смыслу ч. 1 ст. 78 Конституции РФ территориальные органы федерального министерства, ведомства входят в систему соответствующего федерального органа исполнительной власти. Различия видов указанных территориальных органов обусловлены отраслевой спецификой: в субъектах Федерации создаются министерства, главные управления, управления и другие виды территориальных органов.

3. Мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП и законами субъектов Федерации. Подведомственность дел об административных правонарушениях иных органов административной юрисдикции обусловлена разграничением компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.1): например, административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации; судьям районных судов, судьям гарнизонных военных судов, судьям арбитражных судов, мировым судьям подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

4. Муниципальные органы административной юрисдикции различаются по признакам соподчиненности: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются при органах местного самоуправления.

КП: примечание.

Распоряжение Мэра от 10.07.2000 N 728-РМ "О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 24.06.97 N 495-РМ "Об образовании Административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета, регистрации и использования объектов нежилого фонда" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 27.08.2002 N 699-ПП "Об утверждении положения об Административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда города Москвы".

Статус административных комиссий определяется законодательством субъектов Федерации. В соответствии с Положением об административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета, регистрации и использования объектов нежилого фонда в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 10 июля 2000 г. N 728-РМ, основной задачей этого органа административной юрисдикции является профилактика и пресечение административных правонарушений, связанных с невыполнением юридическими, должностными и приравненными к ним по закону лицами законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и г. Москвы, регулирующих правоотношения в сфере учета, регистрации и использования объектов нежилого фонда, регистрации вещных и иных прав на объекты нежилого фонда и сделок с ними.

КП: примечание.

Постановление Правительства Москвы от 21.09.1999 N 871 "Об утверждении Положения о Вневедомственной комиссии при Объединении административно-технических инспекций Правительства Москвы и состава комиссии" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 868-ПП "Об утверждении Положения о Вневедомственной комиссии при Объединении административно-технических инспекций города Москвы и состава комиссии".

Досудебное урегулирование споров, возникающих между юридическими лицами и Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы по применению штрафов, предусмотренных Законом г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города", отнесено к ведению Вневедомственной комиссии, созданной при указанном Объединении, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 1999 г. N 871.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются муниципальными органами и осуществляют меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комментарии и консультации юристов по ст 22.1 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 22.1 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.