Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 21.2 КоАП РФ

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, определены в статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В частности, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Оповещение граждан о вызове в военный комиссариат для первоначальной постановки на воинский учет производится повестками военного комиссариата района по форме N 11, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 06.09.1999 N 400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (вместе с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации не пребывающих в запасе, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (ред. от 28.02.2003) (Российская газета 2000. 27 января)).

Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток военного комиссариата производится через должностных лиц органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, руководителей и должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), или непосредственно гражданам, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.

Также граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы (Типовой порядок организации работы призывного пункта в ходе первоначальной постановки граждан на воинский учет приведен в приложении N 1 к Инструкции).

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата.

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372 (ред. от 17.06.2000) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" (Российская газета. 2000. 27 июня) военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом положением о воинском учете.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Для более детального рассмотрения данного вопроса можно обратиться к Федеральному закону от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об обороне" (СЗ РФ. 03.06.1996. N 23. Ст. 2750); Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 25.10.2006) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (СЗ РФ. 03.03.1997. N 9. Ст. 1014); Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 20.11.2006. N 47. Ст. 4894).

Другой комментарий к статье 21.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541, оповещение граждан о вызовах в военный комиссариат является обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. N 587, вручение повесток производится под расписку по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за три дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт.

Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все призывники. После оповещения призывников глава органа местного самоуправления составляет график работы призывной комиссии и листы явки призывников с указанием дней работы призывной комиссии.

В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляют соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством РФ к ответственности.

2. По смыслу комментируемой статьи под иными органами, осуществляющими воинский учет граждан, подразумеваются органы местного самоуправления: согласно п. 6 Положения о воинском учете в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется указанными органами.

3. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" органы исполнительной власти субъектов Федерации ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях.

В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под альтернативной гражданской службой понимается особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, привлекаются к ответственности, установленной законодательством РФ.

Согласно ст. 22 данного Федерального закона граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Альтернативной гражданской службе свойственны следующие особенности, отличающие ее публично-правовой статус от правового положения военной службы, осуществляемой по призыву:

а) права и обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливаются с учетом национальных и других этнических критериев: в частности, возникновение права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой обусловлено его принадлежностью к коренному малочисленному народу, ведением таким гражданином традиционного образа жизни, осуществлением традиционного хозяйствования, занятием традиционными промыслами.

Данные граждане направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов, т.е. в организации субъектов Федерации, на территории которых они проживают.

В отличие от указанных граждан, граждане, проходящие указанную службу по иным политико-правовым основаниям, осуществляют ее на основе экстерриториальности и проходят службу за пределами территорий субъектов Федерации, в которых они постоянно проживают, что отягощает и бремя предусмотренных ею обязанностей;

б) сроки альтернативной гражданской службы зависят от статуса организации места прохождения службы. Для граждан, проходящих службу в организациях Вооруженных Сил и ведомственных воинских формированиях в качестве гражданского персонала, установлены сокращенные сроки (срок альтернативной гражданской службы для данной категории граждан составляет 36 месяцев, для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным министерствам, ведомствам или органам исполнительной власти субъектов Федерации, указанные сроки составляют 42 месяца);

в) прекращение публично-правовых обязанностей при прохождении альтернативной гражданской службы обусловлено прекращением трудовых отношений с работодателем: альтернативная гражданская служба завершается в день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином (см. п. 4 ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").

Таким образом, альтернативная гражданская служба представляет собой особую разновидность публично-правовой трудовой деятельности, в основе которой - ограничение бремени предусмотренных ею обязанностей в сравнении с военно-служебными обязанностями при увеличении служебных сроков, всегда превышающих сроки прохождения военной службы по призыву.

4. Согласно ст. 83 Трудового кодекса РФ призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу является основанием для прекращения трудового договора, при этом в трудовой книжке работника работодателем должна быть сделана соответствующая запись о причинах прекращения трудового договора (см. ст. 66 Трудового кодекса РФ).

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются военными комиссарами (см. п. 5 комментария к ст. 21.1).

Комментарии и консультации юристов по ст 21.2 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 21.2 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.