Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора

1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Организация действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 20.26 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере общественной безопасности.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой комментируемой статьи, выражается в самовольном прекращении работы либо в оставлении места работы как средства разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия запрещены федеральным законом.

Важнейшим условием наступления административной ответственности за перечисленные деяния является наличие федерального закона, содержащего запрет на самовольное прекращение работы и оставление места работы.

3. Объективная сторона правонарушения, установленного частью второй, состоит в организации действий, предусмотренных частью первой комментируемой статьи.

Организация может выражаться в призывах к прекращению работы, подготовке прекращения работы и иных действиях, направленных на приостановление исполнения работниками своих трудовых обязанностей.

4. Субъектами правонарушения выступают граждане (работники, военнослужащие, организаторы).

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором и рассматриваются судьями.

Другой комментарий к статье 20.26 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Применительно к ст. 398 Трудового кодекса РФ под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях; момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 Трудового кодекса РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

2. Под самовольным прекращением работы в комментируемой статье подразумевается участие лица в незаконной забастовке. В соответствии со ст. 398 Трудового кодекса РФ под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Применительно к комментируемой статье КоАП под лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности, понимается лицо, в отношении которого Трудовым кодексом РФ установлены обязанности при проведении забастовки. Согласно ст. 412 Трудового кодекса РФ работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом.

В соответствии с п. "б" ст. 413 Трудового кодекса РФ являются незаконными и не допускаются забастовки в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Комментарии и консультации юристов по ст 20.26 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 20.26 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.