Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы

(Наименование дополнено с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; дополнено с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ; дополнено с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 238-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ)
4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 238-ФЗ)
5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 20 декабря 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ)
6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ)
Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом "О федеральной службе безопасности" (примечание дополнительно включено с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 238-ФЗ).

Комментарий к статье 19.3 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения органами исполнительной власти общественного порядка и общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать определенный предусмотренный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, то есть местах скопления физических лиц.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.3 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников милиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.3 выражается в неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.3 состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

5. Субъектом административного правонарушения выступают граждане.

6. Данное правонарушение совершается умышленно.

7. В том случае, если в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности происходит посягательство на жизнь данных сотрудников, это образует состав преступления, предусмотренный ст. 317 УК РФ.

8. Административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 19.3, рассматриваются мировыми судьями. Административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 19.3, рассматривают начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

9. Протоколы об административных правонарушениях по статье 19.3 уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, протокол может составляться также должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, по делам, предусмотренным частью 3 статьи 19.3, протокол может составляться должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Другой комментарий к статье 19.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Законные распоряжения или требования сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника УИС обусловлены содержанием их прав и обязанностей, определенных федеральными законами, а в случаях, установленных ими, - также и подзаконными актами.

2. Согласно ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" под милицией понимается система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных данным Законом и другими федеральными законами.

Милиция входит в систему МВД России.

Права и обязанности сотрудника милиции определены соответственно ст. 11 и 10 Закона РФ "О милиции". Осуществление прав сотрудника милиции или исполнение возложенных на него обязанностей может быть сопряжено с применением мер физического принуждения в отношении лица, подозреваемого в совершении правонарушения; согласно ст. 13 Закона РФ "О милиции" сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

3. Права военнослужащих определены соответствующими федеральными законами. Согласно ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащим внутренних войск при несении боевой службы предоставляются, в частности, следующие права:

- пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

- проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

- составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;

- осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

- принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;

- задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности;

- задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи в милицию лиц, посягавших на охраняемые внутренними войсками важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, склады, военные базы, органы управления внутренними войсками, территории, на которых постоянно или временно размещаются соединения, воинские части (подразделения), военные учреждения профессионального образования и учреждения внутренних войск, а также их объекты, технику и иное имущество, производить личный досмотр указанных лиц, досмотр их транспортных средств и вещей, изъятие у указанных лиц документов и предметов, запрещенных для хранения и использования.

Действия (бездействие) нарушителя, несовместимые с осуществлением сотрудником милиции, военнослужащим, сотрудником УИС предоставленного ему права либо противодействующие исполнению возложенных на них обязанностей, квалифицируются по ч. 1 комментируемой статьи.

4. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания;

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

- центральный орган уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Согласно ст. 24 указанного Федерального закона к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, центрального и территориальных органов УИС, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.

Работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.

Права и обязанности сотрудников УИС, обусловленные выполнением возложенных на них обязанностей, определены ст. 26 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", общие требования к применению сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия установлены ст. 28 данного Закона. Согласно ст. 29 Закона сотрудники УИС имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

К субъектам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, относятся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений лица, в отношении которых осуществляются процессуальные действия, предусмотренные УПК, а также подсудимые (обвиняемые, по уголовным делам которых назначено судебное разбирательство), находящиеся в следственных изоляторах (СИЗО) УИС Минюста России.

Не относятся к субъектам данного административного правонарушения:

- подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, и не содержащиеся под стражей в учреждениях УИС (см. п. 4 комментария к ст. 19.12);

- осужденные (обвиняемые, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры).

Подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденные Приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. N 148. Правилами, в частности, предусмотрено осуществление следующих принудительных действий в отношении указанных лиц: проведение личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых (п. 25 - 34), изъятие у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию (п. 35 - 41). Согласно п. 26, 27 Правил личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также те, которые не включены в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (см. приложение 2 к указанным Правилам).

Подозреваемые и обвиняемые, противодействующие распоряжениям или требованиям сотрудника СИЗО, осуществляющего личный обыск, дактилоскопирование, досмотр вещей, изъятие вещей, предметов и иные принудительные действия, осуществляемые в отношении подозреваемых и обвиняемых в соответствии с вышеуказанными Правилами, совершают административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи.

5. Права и обязанности сотрудников УИС при осуществлении надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях УИС Минюста России, определены Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной Приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. N 83.

6. Административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц органов Госнаркоконтроля России установлены ст. 23.63 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Законные распоряжения или требования должностных лиц указанных органов обусловлены их полномочиями, определенными федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) должностные лица органов Госнаркоконтроля России вправе:

- производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- проверять соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установленным правилам, при необходимости изымать образцы для сравнительного исследования;

- опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступу к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам;

- требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов;

- давать юридическим лицам - владельцам лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

- осуществлять иные меры контроля.

К иным властным полномочиям органов Госнаркоконтроля России (их должностных лиц), осуществляемым при проведении контроля за исполнением требований Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", относятся:

а) направление лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, на медицинское освидетельствование в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";

б) отстранение лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, от любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (согласно п. 2 ст. 45 указанного Федерального закона);

в) вынесение представления, обязывающего юридическое лицо устранить нарушение Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (см. п. 5 ст. 46 указанного Федерального закона);

г) обращение в суд с требованием о прекращении деятельности юридического лица - нарушителя (см. п. 6 ст. 46, п. 2 ст. 51, п. 2 ст. 52 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах");

д) проведение личного досмотра граждан, досмотра транспортных средств, почтовых и багажных отправлений, иных имущественных объектов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконное хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (см. п. 3 ст. 48 указанного Федерального закона).

Применительно к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должностные лица органов Госнаркоконтроля России осуществляют доставление (п. 12 ч. 1 ст. 27.2 КоАП) и административное задержание (п. 8 ч. 1 ст. 27.3 КоАП). В соответствии с п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП указанные должностные лица составляют протоколы по делам об административных правонарушениях.

Властные полномочия должностных лиц органов Госнаркоконтроля России при проведении дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к подследственности указанных органов, установлены УПК (см. п. 5 ч. 2, п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ). Административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц органов Госнаркоконтроля России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности определены ч. 4 ст. 6, п. 9 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ; см. абз. 3 п. 1 комментария к ст. 20.23 КоАП).

Неповиновение законным распоряжениям или требованиям должностных лиц органов Госнаркоконтроля России, обусловленным полномочиями, установленными федеральным законом, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи.

7. В отличие от КоАП, в УК содержится обобщающая дефиниция "представитель власти", охватывающая, в частности, работников милиции и военнослужащих; согласно примечанию к ст. 318 УК под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

8. Если в признаках правонарушения будут выявлены факты применения физического противодействия или оскорбления представителя власти при исполнении им его служебных обязанностей, то деяние следует квалифицировать как преступление, предусмотренное соответственно ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 (оскорбление представителя власти) УК. При выявлении состава преступления не имеет значения, было ли насилие опасным для жизни и здоровья или нет, - любой факт физического воздействия в отношении представителя власти представляет собой признак преступления, а не административного проступка. Противодействие представителю власти может быть не только физическим, но и моральным: например, циничные высказывания либо нецензурная брань, адресованные потерпевшему, а также угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких выявляют общественно опасные последствия, свойственные преступлению (ст. 318, 319 УК).

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 комментируемой статьи, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами органов и учреждений УИС, указанными в ч. 2 ст. 23.4 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Комментарии и консультации юристов по ст 19.3 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 19.3 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.