Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 88-ФЗ.

2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, -
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 88-ФЗ.

Комментарий к статье 17.12 КоАП РФ

1. На основании Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2006) "Об оружии" к государственным военизированным организациям относятся: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство специального строительства, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная таможенная служба, Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, войска гражданской обороны.

Данный перечень также утвержден в Постановлении Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 (ред. от 30.12.2005) "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" (Российская газета. 28 октября 1997 г.).

Основные положения, касающиеся военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, урегулированы Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О воинской обязанности и военной службе" (Российская газета. 2007. 10 января).

В частности, определено, что для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия по видам Вооруженных Сил Российской Федерации, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Также военнослужащий вправе не носить военную форму одежды вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих охраняются Патентным законом Российской Федерации.

Форма одежды и знаки различия не являющихся военнослужащими работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений не могут быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослужащих.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменяют форму одежды и знаки различия своих работников, не являющихся военнослужащими, или вводят новые после их согласования с Министерством обороны Российской Федерации.

Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведомственные знаки отличия военнослужащих определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Указ Президента РФ от 08.05.2005 N 531 (ред. от 28.08.2006) "О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия" (Российская газета. 2005. 12 мая) устанавливает военную форму одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Знаками различия по воинским званиям являются многоцветные или защитного цвета вышитые изображения Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита, вышитые и металлические пятиконечные звезды золотистого или защитного цвета, нашивки золотистого или защитного цвета, а также размещаемые горизонтально на рукавах тужурок галуны и вышитые звезды золотистого цвета (нарукавные знаки различия по воинским званиям офицеров корабельного состава).

В частности, законодательными актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрена необходимость ношения форменной одежды следующими категориями работников:

- работниками железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей - пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 07.07.2003) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Российская газета. 2003. 9 июля);

- работниками ведомственной охраны - исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны. Запрещается использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях, - ст. 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ (ред. от 15.06.2006) "О ведомственной охране" (Российская газета. 2006. 22 июня);

- должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца - пункт 4 статьи 49 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Российская газета. 1999. 6 апреля);

- сотрудниками таможенных органов. Порядок ношения форменной одежды устанавливается Федеральной таможенной службой - статья 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 01.04.2005) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (Российская газета. 2005. 5 апреля);

- сотрудниками милиции - имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, - статья 17 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 18.12.2006) "О милиции" (Российская газета. 2006. 23 декабря);

- судебными приставами - при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Правительством Российской Федерации, - пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О судебных приставах" (Российская газета. 2004. 31 августа);

- сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы - имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации, - статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О пожарной безопасности" (Российская газета. 2006. 23 декабря).

2. Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 18.07.2006) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Российская газета. 2006. 20 июля) установлено, что данный вид деятельности определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов. Заниматься частной охранной и детективной деятельностью могут только предприятия, имеющие специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.

В статье 3 вышеуказанного Закона перечислены виды услуг по защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, которые частные охранные предприятия могут оказывать на территории РФ. Данный перечень услуг строго ограничен, это:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Кроме того, предприятия, осуществляющие частную охранную деятельность, должны содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Как видим, в данном случае Закон N 2487-1 допускает исключение из общего правила. При совместной работе с правоохранительными органами по обеспечению правопорядка частные охранные предприятия могут оказывать не только возмездные, но и безвозмездные услуги.

В Постановлении Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности" (СЗ РФ. 26.08.2002. N 34. Ст. 3295) определяется порядок лицензирования негосударственной (частной) сыскной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости.

Статья 7 Закона N 2487-1 определяет ограничения в сфере деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Другой комментарий к статье 17.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под государственными военизированными организациями понимаются организации, находящиеся в системе федеральных органов исполнительной власти, действующих в сферах обороны, внутренних дел, безопасности, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий: Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ, ФСЖВ, ФСО, Спецстроя России и других федеральных органов исполнительной власти, подчиненных согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" и Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 (в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311) Президенту РФ.

Ношение форменной одежды со знаками различия и с соответствующей символикой предусмотрено при осуществлении военной службы в Вооруженных Силах РФ, внутренних войсках, пограничных войсках, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны.

2. О статусе правоохранительных и контролирующих органов см. п. 2 комментария к ст. 17.13.

3. К государственным контролирующим органам в соответствии с настоящей статьей относятся органы, осуществляющие не только контрольные, но и надзорные функции, в частности Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России. При осуществлении своих обязанностей должностные лица органов государственного контроля и надзора должны иметь форменную одежду.

4. Согласно ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставлять следующие виды услуг:

- сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

- изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

- выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

- поиск без вести пропавших граждан;

- поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

- сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление таких видов услуг, как:

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать указанные услуги.

5. Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий указанные услуги.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятий частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

6. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частную охранную деятельность и частную сыскную деятельность вправе осуществлять только лицензиаты.

В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению МВД России. Соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность, сыскную деятельность, отнесено к лицензионным требованиям и условиям (см. подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600).

7. Согласно ст. 7 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частным детективам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, тем самым по смыслу Закона частные детективы не вправе носить форменную одежду сотрудников указанных органов.

При квалификации данного административного правонарушения необходимо учитывать, что лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) охранную деятельность, может быть только юридическое лицо, учрежденное специально для оказания охранных услуг, а применительно к негосударственной (частной) сыскной деятельности - юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, для которых сыскная деятельность является основным видом деятельности.

Совершение работником лицензиата - юридического лица, осуществляющего негосударственную (частную) охранную деятельность, негосударственную (частную) сыскную деятельность, либо индивидуальным предпринимателем - лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) сыскную деятельность, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя - физического лица к мерам административной ответственности, установленным ч. 2 рассматриваемой статьи (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

8. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.

Комментарии и консультации юристов по ст 17.12 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 17.12 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.