Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

(Статья в редакции, введенной в действие с 4 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ.

Комментарий к статье 15.14 КоАП РФ

Статья 289 Бюджетного кодекса РФ и комментируемая статья предусматривают ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ "получателем бюджетных средств является бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год" <136>.

--------------------------------
<136> См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2004. N 27. Ст. 2803; 2004. N 34. Ст. 3535; 2007. N 1. Ст. 28.

Бюджетная роспись - это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Бюджетные средства предоставляются организациям в формах (ст. 69 БК РФ):

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению;

- ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- межбюджетных трансфертов;

- кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Таким образом, бюджетное финансирование носит строго целевой характер.

Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Цели первоначально должны быть определены в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе. Затем цели определяются в документах на непосредственное перечисление бюджетных средств.

По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента нарушения - использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Например, бюджет предусмотрел приобретение зверей для зоопарка. Организация получила денежные средства по платежному поручению с указанием основания. Кроме этого, отдельно поступает документ с четким определением цели использования денежных средств - например приобретение крокодила. Если бюджетные средства были получены, на расчетном счете предприятия денежных средств нет, а оплата за крокодилов не прошла, но были куплены стулья в офис, то можно говорить о нецелевом использовании бюджетных средств.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Проверить правильность использования средств не всегда возможно. Если организация - получатель средств из бюджета имеет остаток на расчетном счете, превышающий сумму бюджетного финансирования, то проследить направленность использования средств нельзя. Нарушение можно выявить только в том случае, когда остаток на расчетном счете стал меньше суммы поступивших средств из бюджета. В этом случае часть бюджетных средств была использована и можно определить, была ли она использована по целевому назначению или нет.

Нормы федерального законодательства предусматривают административное наказание только за сам факт нарушения финансово-бюджетного законодательства, без учета финансовых последствий таких нарушений для общества, бюджетов и граждан.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 262-ФЗ <137> срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства увеличен с 2 месяцев до 1 года.

--------------------------------
<137> См.: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 262-ФЗ "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть 1). Ст. 25.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 270-ФЗ "О внесении изменения в статью 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" комментируемая статья дополнена частью 2, которая предусматривает аналогичную ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.

Другой комментарий к статье 15.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под бюджетной росписью согласно ст. 6 БК понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации; под бюджетными ассигнованиями подразумеваются бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств; бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии со ст. 162 БК под получателем бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Статус бюджетного учреждения определен ст. 161 БК.

2. В соответствии со ст. 38 БК принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основе принципа адресности и целевого характера бюджетных средств получателям бюджетных средств предоставляются субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов, а именно:

- расходов по федеральным целевым программам;

- капитальных расходов;

- расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- иных целевых расходов.

3. В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2001 г. N 2788), под нецелевым использованием средств федерального бюджета понимается направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Получатель средств федерального бюджета - бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюджетных ассигнований; бюджет субъекта Российской Федерации или юридическое лицо, получившее из федерального бюджета субсидии или субвенции, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты.

4. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, рассматривается в качестве нарушения бюджетного законодательства и влечет санкции в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289 БК), наряду с привлечением нарушителя к административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей. Порядок бесспорного списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств определен ст. 285 БК.

Меры принуждения, применяемые органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства в соответствии с БК, обобщены Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н (см. п. 3 настоящего комментария).

Согласно п. 3 указанной Инструкции нарушение бюджетного законодательства при использовании средств федерального бюджета влечет применение органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства следующих мер принуждения:

а) списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению;

б) списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;

в) списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;

г) взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе. Пеня начисляется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции;

д) взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет (за исключением случаев, возникающих в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации), и средств федерального бюджета, подлежащих зачислению на счета получателей средств федерального бюджета. Пеня начисляется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции;

е) взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основе. Штраф начисляется в размере, определенном федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, предусмотренном п. 5 Инструкции.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минфина России и его территориальных органов, указанными в ч. 1 ст. 23.7 (см. комментарий к данной статье).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минфина России и его территориальных органов, указанными в ч. 1 ст. 23.7 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Согласно п. 1 Приказа Минфина России от 3 декабря 2002 г. N 121н (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2003 г. N 4130) рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в части нецелевого использования средств федерального бюджета возложено на руководителя Департамента государственного финансового контроля, его заместителей, руководителей контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Федерации, их заместителей.

Комментарии и консультации юристов по ст 15.14 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 15.14 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.