Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления

1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 404-ФЗ.

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ.

2. Действия должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влекут дисквалификацию на срок до трех лет.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 22 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 160-ФЗ.

Комментарий к статье 14.9 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Комментируемая статья призвана обеспечить соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии со ст. 8 Конституции в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Данное положение Конституции получило свое логическое продолжение в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) и Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, направленных на незаконное ограничение свободы торговли, то есть недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ.

Согласно ст. 7 Закона органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:

вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами РФ приоритетов;

необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

3. Субъекты данного правонарушения - должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ и должностные лице органов местного самоуправления.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла.

Другой комментарий к статье 14.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров. По смыслу ст. 74 Конституции РФ установление каких-либо ограничений, препятствующих свободному перемещению товаров, не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве легитимного ограничения свободы торговли следует рассматривать изъятие движимого имущества из оборота либо введение ограничений его оборотоспособности в случаях, установленных федеральным законом (см. п. 1 комментария к ст. 14.2). Введение ограничений свободного перемещения товаров допускается при осуществлении пограничного режима, режима чрезвычайного положения, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица органов исполнительной власти, местного самоуправления или должностные лица муниципальных органов, устанавливающие указанные ограничения в случаях, не предусмотренных федеральным законом.

О статусе должностного лица см. комментарий к ст. 2.4.

3. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

4. Должностные лица территориальных органов федеральных министерств и ведомств, созданных в субъектах Федерации, не являются субъектами комментируемого правонарушения: по смыслу ч. 1 ст. 78 Конституции РФ указанные территориальные органы входят в систему соответствующего федерального министерства, ведомства.

5. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 9 комментария к ст. 14.3.

Комментарии и консультации юристов по ст 14.9 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 14.9 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.