Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 363-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 112-ФЗ)

Комментарий к статье 14.8 КоАП РФ

1. Объект правонарушения, как и в предыдущей статье, составляют имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителей при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, посягающих на установленные законом права и законные интересы потребителей:

на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 комментируемой статьи);

включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 комментируемой статьи);

непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 комментируемой статьи).

3. Часть 1 комментируемой статьи направлена на обеспечение получения необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Согласно ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" (далее - Закон) необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Статья 9 Закона указывает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство.

Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Согласно ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (о доведении до потребителей информации о происхождении импортированной алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872).

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанную в п. 4 ст. 7 Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Сказанное в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки в связи с установлением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ведущим специалистом отдела надзора Управления за питанием населения вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен протокол по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в котором зафиксирован факт реализации вина виноградного натурального полусладкого красного с нечетко проставленной маркировкой (нечитаемым месяцем выработки).

Постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде взыскания штрафа.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.

Привлекая общество к административной ответственности, административный орган усмотрел объективную сторону этого правонарушения в действиях общества, выраженных в осуществлении оборота вина виноградного натурального полусладкого красного с нечетко проставленной датой выработки (нечитаемым месяцем выработки), и квалифицировал данное правонарушение как нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о дате изготовления реализуемого товара.

Судом установлен факт наличия указанной даты розлива вина с четким отпечатыванием месяца. Дата розлива вина, как правильно указал суд, и является датой его изготовления.

Кроме того, судом установлено, что предметом исследования в ходе проведения мероприятий являлось вино виноградное натуральное полусладкое красное с датой розлива 01.03.2006, объемом 0,75 л, в то время как представленные обществом документы подтверждают факт реализации данного вина объемом 0,7 литра. Документы, подтверждающие оборот указанного вина объемом 0,75 литра, административным органом не представлены.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, Арбитражный суд Красноярского края сделал обоснованный вывод о недоказанности административным органом факта наличия в действиях общества признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

4. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законом, является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

Согласно ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обуславливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.

Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").

6. Субъекты данного правонарушения - юридические лица, а также должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

8. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП", учитывая, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (ст. 4.5 КоАП РФ).

В постановлении по делу о таком правонарушении должны быть приведены обстоятельства, на которых основан вывод судьи о том, что данным правонарушением нарушено законодательство о защите прав потребителей.

Другой комментарий к статье 14.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе потребителя, а также о правах потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе см. соответственно п. 1 комментария к ст. 14.7, п. 1, 2 комментария к ст. 14.5. О статусе товаров, работ, услуг см. п. 2 комментария к ст. 14.4.

2. Под договором по смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается договор купли-продажи, его отдельные разновидности, определенные п. 5 ст. 454 ГК. Использование потребителем товара для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможно по договору имущественного найма, договору проката и другим гражданско-правовым договорам.

3. Обязанность продавца, изготовителя товара, исполнителя (работ, услуг) предоставить потребителю льготы и преимущества обусловлена правами потребителя, определенными Законом РФ "О защите прав потребителей". Несоблюдение, ненадлежащее соблюдение продавцом или изготовителем при продаже товаров потребителям прав потребителя, установленных ст. 18 - 25 Закона РФ "О защите прав потребителей", либо несоблюдение, ненадлежащее соблюдение лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги), прав потребителей, установленных ст. 28 - 36 названного Закона, квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи. Административная ответственность в указанных случаях является следствием нарушения продавцом условий договора купли-продажи, а исполнителем - правил возмездного договора, определенных гражданским законодательством.

4. Субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, юридическое лицо, нарушающее права потребителя. Совершение данного административного проступка лицензиатом рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

Индивидуальные предприниматели (в том числе и лицензиаты), нарушающие права потребителей в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, несут ответственность как должностные лица (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП, а применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2 комментируемой статьи, - должностными лицами, указанными в п. 9 комментария к ст. 14.3.