Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях

1. Проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Неопубликование годового отчета о проведении лотереи, несоблюдение требований, предъявляемых к лотерейным билетам, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 416-ФЗ.

Комментарий к статье 14.27 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в области организации и проведения лотерей. Комментируемая статья направлена на соблюдение порядка организации и проведения лотерей на территории РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон) порядок организации и проведения лотерей.

В соответствии со ст. 2 Закона лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Таким органом в настоящее время является Федеральная налоговая служба.

Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения (Правила подготовки и представления документов для получения разрешений на проведение всероссийских государственных лотерей, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338).

В выдаче разрешения на проведение лотереи может быть отказано по одному из следующих оснований:

1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям Закона;

2) представление заявителем недостоверных сведений;

3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;

4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

Постановлением Правительства от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" установлено, что Федеральная налоговая служба выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей, рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей, ведет единый государственный реестр лотерей и государственный реестр всероссийских лотерей, осуществляет контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Кроме того, следует учитывать Правила осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, утвержденные Приказом Минфина от 16 сентября 2004 г. N 83н. Правила устанавливают порядок осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, в том числе за целевым использованием выручки от проведения этих лотерей и соответствием лотерей их условиям и действующему законодательству.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в проведении лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления (ч. 1 комментируемой статьи); несвоевременном перечислении целевых отчислений от лотереи, а также их направлении на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях (ч. 2 комментируемой статьи); отказе в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи (ч. 3 комментируемой статьи).

3. Практику применения комментируемой статьи можно проиллюстрировать следующим примером. Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя (далее - предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ, а именно: за проведение стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления.

Судом установлено, что предприниматель решила провести акцию "Волшебная десятка" с предоставлением покупателям скидки в размере 10% и вручением подарков.

По условиям акции ее участником становится каждый покупатель, совершивший единовременную покупку на сумму от 1000 руб., при этом покупатель заполняет выданный ему талон акции, где он указывает фамилию, имя, отчество и контактный телефон.

Оценивая обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что поскольку право на участие в проводимой акции напрямую связано с внесением платы в виде совершения единовременной покупки на сумму 1000 руб., акция не является стимулирующей лотерей.

Вместе с тем вывод суда является ошибочным.

Согласно ст. 2 Закона N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

В данном случае это талон акции.

И поскольку стимулирующая лотерея есть лотерея, призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи и право на участие в нем не связано с внесением платы, лотерею, проведенную предпринимателем, следует признать стимулирующей.

При этом покупка товара стоимостью не менее 1000 руб. не может рассматриваться как плата, за счет которой формируется призовой фонд, а является лишь приобретением товара, участие же в лотерее оформляется талоном.

Таким образом, поскольку предпринимателем была проведена стимулирующая лотерея без направления уведомления о ее проведении в уполномоченный орган, в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.27 КоАП РФ.

4. В соответствии со ст. 10, 11 Закона организатор обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в размере, который предусмотрен условиями лотереи, но не может составлять менее 10% от лотерейной выручки, для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов, туризма, экологическое развитие), а также для осуществления благотворительной деятельности. Направление целевых отчислений на иные цели либо их несвоевременное перечисление является основанием для привлечения к ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

5. Обязательным условием проведения лотереи является выплата, передача или предоставление выигрыша выигравшим участникам. Согласно подп. 10 п. 2 ст. 8 Закона "О лотереях" одним из условий лотереи, которые утверждаются ее организатором, являются порядок и сроки получения выигрышей.

6. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются организаторы лотерей - граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также должностные лица.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 комментируемой статьи, являются юридические лица и должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

8. Проверка соответствия государственных и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, их условиям и действующему законодательству осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти (уполномоченным органом местного самоуправления) по представленным отчетам организаторов (операторов) государственной лотереи (негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования).

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному уполномоченным органом плану.

Внеплановая проверка может проводиться в случае:

необходимости проверки достоверности представленных сведений;

получения от органов государственной власти (органов местного самоуправления) информации о нарушении организатором (оператором) государственной лотереи, негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования, условий лотереи и действующего законодательства;

обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

При проведении проверки организатор (оператор) государственной лотереи (негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования) обязан представить документы, сведения и объяснения, необходимые для ее проведения.

Организатор (оператор) государственной лотереи (негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования) обязан предоставить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации, к лотерейному оборудованию и обеспечить условия проведения проверки и присутствие соответствующих должностных лиц.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается органу, уполномоченному на проведение проверки, второй - организатору государственной лотереи (организатору негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования).

В случае выявления при проведении государственной всероссийской лотереи нарушения условий лотереи, а также требований законодательства РФ Федеральная налоговая служба сообщает о выявленных нарушениях федеральному министерству, в ведении которого находится федеральное агентство - организатор всероссийской государственной лотереи, с предложениями об устранении выявленных нарушений и установлении срока их устранения.

При неустранении выявленных нарушений в установленный срок Федеральная налоговая служба обращается в Министерство финансов РФ с проектом письма в адрес федерального министерства, в ведении которого находится федеральное агентство - организатор всероссийской государственной лотереи, и федерального агентства - организатора всероссийской государственной лотереи с предложением о расторжении соглашения между организатором всероссийской государственной лотереи и оператором лотереи.

При выявлении нарушения условий проведения государственной региональной лотереи, а также требований законодательства РФ и субъекта РФ уполномоченный на проведение проверки орган исполнительной власти субъекта РФ сообщает о выявленных нарушениях в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с предложением проекта решения об устранении выявленных нарушений или приостановлении (отмене) решения на проведение государственной региональной лотереи.

При выявлении нарушения условий проведения негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования, а также требований законодательства РФ и субъекта РФ уполномоченный орган местного самоуправления сообщает о выявленных нарушениях в соответствующие органы местного самоуправления муниципального образования с предложением решения об устранении выявленных нарушений или приостановлении (отмене) решения на проведение негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования.

Другой комментарий к статье 14.27 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Понятия организатора лотереи и участника лотереи определены соответственно п. 6 и 11 ст. 2 Федерального закона "О лотереях"; виды лотереи, проводимой на территории РФ, установлены ст. 3 Федерального закона "О лотереях".

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О лотереях" разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения осуществляется соответствующим уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи обязаны выдать заявителю соответствующее разрешение или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. При этом указанные органы обязаны не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направить заявителю уведомление о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения.

Согласно подп. 3 п. 5 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и спорту, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 103, к ведению Госкомспорта России отнесено определение на конкурсной основе организации по проведению спортивных лотерей (организатора лотереи). Методическое обеспечение лотерейной деятельности (в части спортивных лотерей) осуществляется Госкомспортом России совместно с Минфином России.

2. Уведомительный порядок лотерейной деятельности установлен при проведении стимулирующей лотереи. Согласно подп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О лотереях" под стимулирующей лотереей понимается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О лотереях" право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указания на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи, определен п. 2 ст. 7 Федерального закона "О лотереях". Согласно п. 3 ст. 7 названного Федерального закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение 15 дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по основаниям, установленным подп. 1 - 4 п. 3 ст. 7 Федерального закона "О лотереях".

Несанкционированное проведение лотереи, проведение стимулирующей лотереи без направления уведомления либо с нарушением указанных сроков его направления квалифицируются по ч. 1 комментируемой статьи.

3. Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона "О лотереях" под целевыми отчислениями от лотереи понимается часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные ст. 11, 13 и 14 названного Федерального закона цели в порядке, установленном указанными статьями.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О лотереях" целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, на экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.

Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10% от выручки от проведения лотереи (названные положения не распространяются на стимулирующие лотереи).

Целевые отчисления от Всероссийской государственной лотереи, региональной государственной лотереи зачисляются соответственно в доход федерального бюджета и в доход бюджета субъекта Федерации (п. 5 ст. 13, п. 5 ст. 14 Федерального закона "О лотереях").

4. В соответствии с п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона "О лотереях" под выигрышем понимается часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона "О лотереях" участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим в соответствии с условиями лотереи; получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи).

Для выигрышей в натуре должен быть указан денежный эквивалент, предусмотренный условиями лотереи. Указанное требование не распространяется на стимулирующие лотереи (п. 3 ст. 17 Федерального закона "О лотереях").

В соответствии с п. 6, 7 ст. 20 Федерального закона "О лотереях" выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи.

В тиражной лотерее (за исключением стимулирующей лотереи) выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в 30-дневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи (понятие тиражной лотереи определено п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона).

Выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного ГК общего срока исковой давности, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Отказ организатора лотереи в выплате, передаче или предоставлении выигрыша участнику лотереи, нарушение организатором лотереи сроков выплаты выигрышей участнику лотереи, установленных п. 6 ст. 20 Федерального закона "О лотереях", квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, не могут быть вынесены по истечении одного года со дня совершения правонарушения (см. ч. 1 ст. 4.5 КоАП).

Комментарии и консультации юристов по ст 14.27 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 14.27 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.