Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ
1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть дополнена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ
2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.63 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ
3. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть дополнена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ
4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

(Часть дополнительно включена с 31 марта 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ)
6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -
влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ)
7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ)
8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ)

Комментарий к статье 14.25 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона государственная регистрация - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении этими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ч. 1 комментируемой статьи);

незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов (ч. 2 комментируемой статьи);

непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом (ч. 3 комментируемой статьи);

представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 комментируемой статьи).

Порядок ведения государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпринимателей определяется Правительством (см. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438).

Согласно ст. 6 Закона содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с Законом.

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

выписки из соответствующего государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством РФ (см. Порядок предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-09/7@).

Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Отказ в предоставлении указанных сведений и документов не допускается.

Содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ (о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, по запросам см. письмо МНС РФ от 20 ноября 2002 г. N 29-3-02/051-АН524, письмо МНС РФ от 4 декабря 2002 г. N ФС-6-09/1868@, письмо МНС РФ от 26 марта 2003 г. N ФС-6-09/345@, письмо МНС РФ от 25 мая 2004 г. N 09-0-10/2157@, письмо МНС РФ от 13 февраля 2004 г. N 09-1-02/627).

По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.

Согласно ст. 9 Закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

3. Следует отметить, что в 2005 г. увеличилось общее количество протоколов, составляемых в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Так, в 2005 г. в целом по России общее количество должностных лиц, привлеченных к административному штрафу, увеличилось по сравнению с 2004 г. на 28,1%, а общее количество протоколов увеличилось на 74,1% (см. письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2006 г. N ЧД-6-09/108 "О мерах, принимаемых регистрирующими (налоговыми) органами к нарушителям законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2005 год").

Согласно ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий (налоговый) орган влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с письмом ФНС от 13 сентября 2005 г. N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации" под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.

4. Следует отметить, что ст. 171 Уголовного кодекса РФ также предусматривается такой состав, как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Указанное преступное деяние необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает только в случае получения дохода в крупном размере или причинения крупного ущерба.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. С субъективной стороны предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо знает, осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения.

Представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений возможно, например, при представлении сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества (выявление фактов неоплаты уставного капитала), адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении), о паспортных данных физического лица.

Должностным лицом регистрирующего органа при обнаружении данных о совершении административного правонарушения, в том числе по основанию, установленному ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в срок, установленный ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения, данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в частности должен быть подписан должностным лицом юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Одними из первых на практике применили положения ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ регистрирующие органы г. Москвы и Ростовской области.

Так, регистрирующим органом г. Москвы возбуждено административное производство в порядке ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении гр-на Сафронова.

В течение 2005 года гр-н Сафронов как должностное лицо различных юридических лиц неоднократно привлекался регистрирующим органом г. Москвы к административной ответственности в порядке ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ при рассмотрении указанных дел об административных правонарушениях гр-ну Сафронову было внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

По истечении месячного срока, установленного ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ, для устранения указанных причин регистрирующим органом г. Москвы на основании ст. 25 Закона N 129-ФЗ были проведены мероприятия последующего контроля: выезд по указанному в заявлении о государственной регистрации адресу места нахождения юридического лица и составление протокола осмотра (обследования). Кроме того, гр-ном Сафроновым даны объяснения, в которых он указал, что сведения в заявлениях, представляемых при государственной регистрации, вносились не им лично, а третьими лицами, вклад в уставный капитал как учредитель он не вносил.

В июле 2005 года в отношении гр-на Сафронова МИ ФНС России N 46 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. В начале августа 2005 г. мировым судьей г. Москвы рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Сафронова на два года.

Вопрос о дисквалификации должностного лица за нарушение законодательства о государственной регистрации также был решен положительно мировым судьей Ростовской области.

Следует отметить, что регистрирующими органами Ростовской области дважды составлялись протоколы об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

В первом случае к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ привлекался гр-н Зияншин.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

При сопоставлении указанных в заявлении сведений о паспорте с базой недействительных паспортов федерального уровня установлено, что паспортные данные, указанные в заявлении, недостоверны.

Выявление указанного факта послужило основанием для привлечения гр-на Зияншина к административной ответственности в порядке ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Вина гр-на Зияншина в совершении указанного правонарушения подтверждалась административными материалами, содержащими объяснения правонарушителя. По данным материалам судом вынесено постановление о виновности гр-на Зияншина в совершении указанного административного правонарушения и наказании в виде административного штрафа.

В данном случае суд не усмотрел оснований для дисквалификации гр-на Зияншина и ограничился административным штрафом.

Во втором случае к административной ответственности привлекался гр-н Лазарев, руководитель юридического лица, представивший в регистрирующий орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. К указанному заявлению прилагался приказ о вступлении гр-на Лазарева в должность руководителя. Однако в регистрирующий орган от третьих лиц поступили документы об утрате на момент представления гр-ном Лазаревым вышеуказанного заявления статуса руководителя. Анализ указанных документов позволил сделать вывод о том, что гр-ном Лазаревым в регистрирующий орган представлены для государственной регистрации заведомо ложные сведения, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

В августе 2005 года мировым судьей был рассмотрен материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Лазарева на один год.

Важно отметить, что работа по реализации положений ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ проведена указанными регистрирующими органами впервые в РФ и положила начало наработке положительной правоприменительной практики регистрирующих органов.

5. Субъектами правонарушения по ч. 1 и 2 комментируемой статьи являются должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Субъектами правонарушения по ч. 3 и 4 комментируемой статьи являются должностные лица.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, к административной ответственности привлекается должностное лицо юридического лица.

По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 14.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. п. 2, 3 комментария к ст. 14.1.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

Согласно п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438, государственный реестр содержит:

записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации;

записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;

записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с федеральным законом;

документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с федеральным законом и п. 5 указанных Правил.

Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.

Согласно п. 5 рассматриваемых Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным заявителями при государственной регистрации юридического лица. Основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан, является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом на основании следующих документов, представляемых Минимуществу России уполномоченным органом субъекта Федерации или уполномоченным органом муниципального образования, принявшим решение об условиях приватизации:

заявление о внесении в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса;

решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс указанного унитарного предприятия к покупателю.

При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных заявителем при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих исправлений.

Исправления сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляются путем внесения новой записи со ссылкой на исправляемую запись.

2. Исчерпывающий перечень сведений и документов о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, подлежащих включению в единый государственный реестр, определен п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федеральных законов от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 5 данного Федерального закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. При несоответствии указанных в п. 1, 2 ст. 5 вышеназванного Федерального закона сведений единого государственного реестра сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в п. 1, 2 ст. 5, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

3. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ) сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде:

выписки из государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Согласно п. 19 - 21 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и/или внесения изменений в государственный реестр представляет соответствующие сведения в государственные органы по перечню согласно приложению N 4 к указанным Правилам. Указанные сведения представляются в виде выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к Правилам, содержащей сведения в соответствии с внесенной в государственный реестр записью, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к Правилам, в виде:

выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к данным Правилам;

копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;

справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо (указанная информация предоставляется по запросу бесплатно лицам, указанным в п. 22 Правил).

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

4. Представление в регистрирующий орган лицензирующим органом сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, предусмотрено подп. "м" п. 1 и подп. "м" п. 2 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно п. 4 ст. 5 данного Федерального закона указанные сведения представляются лицензирующими органами в срок не позднее пяти дней с момента принятия решения о выдаче лицензии.

Более точные реквизиты документов, представляемых лицензирующим органом в указанных случаях, определены Правилами ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений; согласно п. 14 Правил сведения о лицензии, полученной юридическим лицом, представляются лицензирующим органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии. Указанная информация представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица в виде копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом. Указанные сведения могут представляться на электронных носителях. Вид носителя и формат передаваемой информации устанавливаются соглашением взаимодействующих сторон.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений, подлежащих включению в соответствующий государственный реестр (см. п. 2 настоящего комментария), за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI указанного Федерального закона.

Согласно п. 1, 3 ст. 20, п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны:

- в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица;

- уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 указанного Федерального закона не установлен срок представления указанных сведений).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, исчерпывающий перечень которых определен ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя определен ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Положением о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442, установлен порядок взаимодействия Минюста России и его территориальных органов с МНС России и его территориальными органами при государственной регистрации юридических лиц следующих организационно-правовых форм: торгово-промышленных палат, политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, а также религиозных организаций.

Указанным Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень документов, представляемых в Минюст России и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, а также предусмотрено ведение Минюстом России и его территориальными органами ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.

Формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 комментируемой статьи, рассматриваются судьями.

А. Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, когда проведение административного расследования не предусмотрено, - мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о случаях, требующих проведения административного расследования, см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

Б. В соответствии с ч. 2 ст. 23.61 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами МНС России и его территориальных органов (см. подп. "б" - "г" п. 7 комментария к ст. 14.16, а также комментарий к ст. 23.61).