Статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах

1. Нарушение лицом, являющимся участником (учредителем), членом органа управления организатора торговли, требований и ограничений, установленных в отношении указанных лиц законодательством об организованных торгах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов "биржа", "торговая система" или "организатор торговли", а также производных от них слов и сочетаний с ними -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

3. Нарушение организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

4. Воспрепятствование организатором торговли проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

6. Нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

7. Нарушение организатором торговли правил организованных торгов, зарегистрированных в установленном законодательством об организованных торгах порядке, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

8. Нарушение биржей установленного законодательством об организованных торгах порядка формирования биржевого совета (биржевой секции) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

9. Неисполнение организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, допущенными к организованным торгам товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ.

Комментарий к статье 14.24 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и биржевой торговлей, урегулированные Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее - Закон) и иными актами законодательства РФ, а также учредительными документами бирж, правилами биржевой торговли и другими внутренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 2 Закона под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

участие служащего биржи в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм, а также незаконное использование служащим биржи служебной информации (ч. 1 комментируемой статьи);

незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов и словосочетаний (ч. 2 комментируемой статьи);

нарушение биржей порядка информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предшествовавших и предстоящих торгах, порядка осуществления контроля за механизмом ценообразования, а равно нарушение биржей положений учредительных документов о максимальном количестве членов биржи (ч. 3 комментируемой статьи).

3. Согласно ст. 32 Закона служащими товарной биржи являются физические лица, участвующие в ее деятельности на основе трудового договора в форме контракта.

Служащим биржи запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах.

4. Согласно ст. 5 Закона организации, не отвечающие требованиям, установленным статьями 2 и 3 Закона, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "биржа" или "товарная биржа".

5. Согласно ст. 18 Закона порядок информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предстоящих и предшествовавших торгах, а также перечень мер по контролю за механизмом ценообразования устанавливаются правилами биржевой торговли, принимаемыми товарными биржами в соответствии с действующим законодательством. Максимальное количество членов биржи устанавливается Уставом товарной биржи (ст. 17 Закона).

6. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 14.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) под товарной биржей (далее по тексту комментируемой статьи именуется также "биржа") понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

2. В соответствии со ст. 7, 8 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие указанным требованиям, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются. Биржа вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим небиржевые сделки на данной бирже.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.

Участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с:

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки), - а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

3. Согласно ст. 32 вышеуказанного Закона РФ служащими товарной биржи являются физические лица, участвующие в ее деятельности на основе трудового договора в форме контракта. Условия труда служащих биржи регулируются трудовым договором в форме контракта в соответствии с названным Законом и иными законодательными актами.

Служащим биржи запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах.

4. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" служащие данной или какой-либо другой товарной биржи не могут быть членами товарной биржи. Статус члена биржи определен п. 1 ст. 14, категории членов биржи установлены ст. 15 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле".

Согласно п. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и/или товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

5. Согласно ст. 22 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров.

Биржевыми брокерами являются служащие или представители предприятий, учреждений и организаций - членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры.

Применительно к деятельности фондовой биржи статус участников торгов на фондовой бирже и требования к деятельности фондовой биржи установлены Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Согласно ст. 12 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи.

Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей.

Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФКЦБ.

Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.

Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий, а также предоставлять другую информацию, определенную ст. 9 указанного Федерального закона (о противоправных сделках с ценными бумагами на торгах фондовых бирж см. п. 3 комментария к ст. 15.19).

6. В соответствии с п. 4, 5 ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" членство на бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами биржи, и подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым биржей. Порядок прекращения членства, а также полной или частичной уступки прав члена биржи определяется биржей с учетом требований, предусмотренных п. 6, 7 ст. 14 данного Закона РФ. Нарушение биржей положений учредительных документов о максимальном количестве членов биржи квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи КоАП.

7. Право создания брокерских гильдий предоставлено только биржевым посредникам: их брокерским фирмам, брокерским конторам и независимым брокерам. Статус брокерской фирмы определен п. 2 ст. 10 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле".

8. Ограничения использования слов "биржа" и "товарная биржа" в наименованиях предприятий, учреждений, организаций установлены ст. 5 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), согласно которой предприятия, учреждения, организации, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права использовать в своем названии слова "биржа" или "товарная биржа".

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, может быть только юридическое лицо; созданные им филиалы и другие обособленные подразделения по смыслу п. 3 ст. 55 ГК не наделены правомочиями юридического лица и не подлежат административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

9. Применительно к административному правонарушению, предусмотренному ч. 3 комментируемой статьи, следует учитывать, что порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о предшествующих и предстоящих торгах, а также порядок осуществления контроля за механизмом ценообразования определяются правилами биржевой торговли (см. ст. 18 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

10. В зависимости от процессуальных особенностей производства по делам о комментируемых административных правонарушениях, их рассмотрение осуществляется судьями районных судов или мировыми судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).