Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.

2. Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее десяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - в размере трехкратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее ста тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.

(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 530-ФЗ.

Комментарий к статье 14.10 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, складывающиеся в сфере интеллектуальной собственности, и охраняемые государством права правообладателя.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон) товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц.

Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.

Главная функция товарного знака - отличительная - помогает отличать однородные товары различных производителей.

Другая функция - рекламная - товарный знак зарекомендовавшего себя товара делает ему рекламу, повышая репутацию производителя, увеличивает объемы сбыта товаров и размеры прибыли.

Существуют словесные, изобразительные, объемные, другие (например, звуковые) товарные знаки и их комбинации. Товарный знак регистрируется в любом цвете или цветовом сочетании. Для обозначения обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками товаров, выпускаемых и (или) реализуемых союзом либо ассоциацией юридических лиц, могут использоваться коллективные знаки.

Правовая охрана обеспечивается только товарному знаку, который зарегистрирован в установленном порядке (см. Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания"; Приказ Роспатента от 3 марта 2003 г. N 27 "О правилах продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в нее изменений").

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Однако регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.

Так, например, при рассмотрении спора, связанного с защитой права на товарный знак, арбитражный суд указал, что если товары, обозначенные товарным знаком, введены в хозяйственный оборот другими лицами с согласия его владельца, то он не вправе запретить им использование этого товарного знака (п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак, приложение к информационному письму ВАС от 29 июля 1997 г. N 19).

2. В соответствии с письмом ГТК РФ от 29 мая 2003 г. N 01-06/22096 "О направлении Методических рекомендаций" объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров в гражданском обороте без разрешения правообладателя.

Незаконным использованием товарного знака признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

при выполнении работ, оказании услуг;

на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

в предложениях к продаже товаров;

в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Практику применения комментируемой статьи можно проиллюстрировать следующим примером.

Тамбовская таможня, г. Тамбов, обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя (далее - ИП) за незаконное использование товарных знаков "Nike", "Puma", "Reebok", "Adidas" на основании ст. 14.10 КоАП РФ.

В ходе проверки установлено, что в помещении магазина, принадлежащего ИП, находится на реализации спортивная обувь (кроссовки) с товарными знаками "Nike", "Adidas", "Reebok", "Puma" без документов, подтверждающих факт таможенного оформления. Тамбовской таможней принято постановление об изъятии товаров.

По результатам проверки в отношении ИП составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ.

Правообладателями исключительных прав на данные товарные знаки соответственно являются адвокатское бюро "Шевырев и партнеры", ООО "Власта-Консалтинг", ООО "НАЙК", ООО "ПУМА-РУС".

Ни адвокатское бюро "Шевырев и партнеры", ни ООО "Власта-Консалтинг", ни ООО "НАЙК", ни ООО "ПУМА-РУС" не вступали в договорные отношения с ИП и прав на использование товарных знаков не передавали.

ИП не представлены документы, свидетельствующие о таможенном оформлении товара на территории России, подтверждающие право использования товарных знаков, поскольку таковые у предпринимателя отсутствуют.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ в виде штрафа с конфискацией предметов обуви товарных знаков "Nike", "Puma", "Reebok", "Adidas".

Следует подчеркнуть, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. В спорных случаях рекомендуется использовать заключения экспертов Российского агентства по патентам и товарным знакам или Федерального института промышленной собственности (ФИПС) о сходности до степени смешения исследуемого обозначения с охраняемым товарным знаком.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что подтверждается материалами судебной практики.

Так, Биробиджанская таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ.

Основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд явились следующие обстоятельства. В ходе проведения таможенного контроля были выявлены товары с логотипом "Adidas" - бывшие в употреблении, изношенные текстильные изделия, не подлежащие ремонту. При этом документы на право обладания товарным знаком с логотипом "Adidas" в гражданском товарообороте на территории РФ обществом не представлены.

Суд установил, что владельцем исключительных прав на товарные знаки "Адидас" является компания "Адидас Соломон АГ", которая уполномочила ООО "Власта-Консалтинг" представлять доверителя в отношении любых вопросов, возникающих в связи с защитой интеллектуальной собственности и прав на товарные знаки компании в РФ.

Из заявления ООО "Власта-Консалтинг", направленного таможне, следует, что данное общество представляет интересы компаний "Адидас Соломон АГ" и "Адидас Интернэшнл Маркетинг Б.В." по защите исключительных прав на товарные знаки "Adidas" на территории России. Ни правообладателями, ни ООО "Адидас", обладающим в силу лицензионного соглашения неисключительной лицензией на использование товарных знаков "Adidas", не передавалось обществу никаких прав на использование данных товарных знаков.

Таможня сочла, что поскольку ввоз товара, обозначенного охраняемым товарным знаком, осуществлен не правообладателем и не по договору с правообладателем или без его согласия в соответствии с выбранным таможенным режимом, предусматривающим возможность использования товара в гражданском обороте, образует противоправное деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ.

Учитывая, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, состоит в использовании чужого товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров в гражданском товарообороте без разрешения правообладателя, в действиях общества усматриваются признаки вменяемого ему административного правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Как установил суд, общество реально не могло располагать сведениями о том, что во исполнение заключенного им с торгово-промышленной компанией "Сириус" (Китай) контракта китайской стороной будет произведена поставка обусловленного контрактом товара с наличием на нем товарного знака "Adidas".

Таким образом, у декларанта отсутствовали какие-либо надлежащие сведения о наличии на бывших в употреблении товарах товарного знака "Adidas".

Кроме того, из материалов дела следует, что ни в одном из товаросопроводительных документов (товаротранспортные накладные, счета-фактуры) не содержалось указаний китайской стороны по контракту относительно обозначения поставленных товаров товарным знаком правообладателя. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии в действиях общества вины.

К основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава правонарушения, относится и вина.

Таким образом, отсутствие вины является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о рассматриваемом правонарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава административного правонарушения.

5. Специфической формой нарушения в области наименований географических объектов является применение зарегистрированного наименования в переводе на другие языки. Нарушением считается использование зарегистрированного наименования в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также применение сходного обозначения, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Выявление таможенными органами признаков, указывающих на незаконное использование товарного знака, как правило, осуществляется в ходе таможенного оформления товаров либо в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе и в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

При производстве таможенного оформления и контроля путем сопоставления информации, содержащейся в письмах ГТК России о внесении объектов интеллектуальной собственности в Реестр, и сведений, заявленных о товаре в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), и представленных совместно с ней документах, возможно установить их несоответствие. Такое несоответствие сведений будет указывать на необходимость осуществления контроля за правомерностью использования (ввоза) товаров, обозначенных охраняемым товарным знаком. В целях сопоставления информации и документов при проверке ГТД необходимо особо обращать внимание на следующие сведения:

- наименование товарного знака, заявленного в графе 31 ГТД;

- о товарном знаке, его словесном, изобразительном и других элементах, зафиксированных в акте таможенного досмотра;

- о товарном знаке, полученные в ходе отбора проб и образцов для проведения экспертизы оформляемого товара (когда такая экспертиза является обязательным условием таможенного оформления товаров);

- о сертификации товаров, обозначенных товарным знаком правообладателя (для товаров, подлежащих обязательной сертификации);

- иные сведения, указывающие на использование товарного знака (в случае когда они являются необходимыми для целей таможенного оформления).

При этом дополнительно могут быть проверены сведения:

- о движении товаров, обозначенных товарным знаком правообладателя, содержащиеся в предоставленных в ходе проверки участником ВЭД документах (накладные на товар, счета-фактуры и т.д.);

- о продаже товаров другим лицам.

Контроль за правомерностью использования товарного знака может быть осуществлен также в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, проводимой согласно Положению об организации инспекционной деятельности таможенных органов РФ, утвержденному Приказом ГТК России от 2 апреля 2002 г. N 300.

В случае если товар, обозначенный товарным знаком, был ввезен не правообладателем, лицензиатом или уполномоченными правообладателем лицами, указанными в доводимой до таможенных органов информации, таможенному органу представляются дополнительные сведения и документы, подтверждающие согласие правообладателя на ввоз (введение товаров в гражданский оборот на территории РФ). На практике наличие между правообладателем и импортером договорных отношений (внешнеторговых договоров, дилерских, дистрибьюторских соглашений и т.д.), предусматривающих ввоз на территорию РФ товаров, обозначенных товарным знаком, может рассматриваться как согласие на введение таких товаров иностранного производства в гражданский оборот.

При осуществлении проверки заявленных сведений могут быть использованы данные, поступающие от правообладателя как инициативно, так и после соответствующего его информирования таможенным органом о факте перемещения товаров, обозначенных охраняемым товарным знаком.

Если от правообладателя поступает заявление, указывающее на признаки административного правонарушения, оно должно быть рассмотрено таможенным органом в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ согласно Методическим рекомендациям по порядку работы с материалами, сообщениями, заявлениями, содержащими данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, доведенным до таможенных органов письмом ГТК России от 28.08.2002 N 01-06/34816.

Поскольку по административным правонарушениям, связанным с незаконным использованием товарного знака, административное расследование не проводится, в течение двух суток составляется протокол об административном правонарушении. Сбор материалов, которые могут лечь в основу доказательной базы, необходимо осуществлять в рамках проведения таможенного контроля как в процессе таможенного оформления товаров, так и после его выпуска. К указанным материалам относятся:

- ГТД с прилагаемым пакетом документов;

- акт таможенного досмотра (повторного досмотра), в котором указано наименование товарного знака;

- товар и (или) упаковка с обозначением товарного знака;

- акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, содержащий информацию о движении товаров, обозначенных товарным знаком;

- копия свидетельства на товарный знак, выданного Роспатентом, или выписки из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания, или справки о регистрации товарного знака, выданной ФИПС, или документ о международной регистрации в ВОИС;

- иные документы, свидетельствующие о факте совершения правонарушения (заключение экспертизы, заявление правообладателя, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и материалы, полученные в ходе его рассмотрения).

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, основывается на данных из вышеуказанных материалов и других протоколов (изъятия товаров, документов, наложения ареста на товары, опроса лиц, имеющих отношение к рассматриваемому факту использования (ввоза, продажи) товаров, обозначенных товарным знаком), имеющих значение для правильного разрешения дела.

Приказом ФТС РФ от 15.03.2005 N 198 утвержден Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях, составленные должностными лицами таможенных органов РФ по ст. 14.10 КоАП РФ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, передаются на рассмотрение судьям арбитражных судов по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Передача материалов в арбитражный суд осуществляется в соответствии с нормами ч. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ и ст. 203 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ). Кроме того, Приказом ГТК России от 23 мая 2002 г. N 514 утвержден Порядок передачи судьям дел об административных правонарушениях, который применяется в части, не противоречащей АПК РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые определены гл. 25 АПК РФ.

Необходимо учитывать, что при рассмотрении в суде указанных дел правообладатель не является истцом по делу о привлечении правонарушителя к административной ответственности и целесообразно привлечение правообладателя к рассмотрению дела об административном правонарушении в качестве третьего лица.

Административная ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ предусматривает взыскание в виде штрафа и конфискации. Исполнение постановления о конфискации товаров, являющихся предметом правонарушения, определяется главой 32 КоАП РФ.

Другой комментарий к статье 14.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, позволяющие отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.

Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака. Право на использование товарного знака может быть также предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке. Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.

2. Следует отличать статус лицензиата, определенный применительно к отношениям, регулируемым Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", от правового положения лицензиата, установленного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

По смыслу ст. 26 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" предоставление лицензии на использование товарного знака несовместимо с лицензированием отдельных видов деятельности, исчерпывающий перечень которых определен п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а применительно к видам деятельности, на которые его действие не распространяется, - иными федеральными законами.

3. Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, банках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для однородных товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Обладатель свидетельства может проставлять рядом с наименованием места происхождения товара предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.

4. Использование гражданином, должностным лицом, юридическим лицом чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров с нарушением указанных требований квалифицируется в качестве рассматриваемого административного проступка.

Индивидуальные предприниматели, совершившие рассматриваемое административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица в соответствии с санкцией комментируемой статьи (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).

5. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 180 УК).

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).

Комментарии и консультации юристов по ст 14.10 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 14.10 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.