Статья 13.10. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей

1. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией средств изготовления поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 13.10 КоАП РФ

Комментируемая статья содержит два смежных состава административных правонарушений.

Объективная сторона первого из них заключается в изготовлении в целях сбыта либо сбыте заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов. В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" государственные знаки почтовой оплаты - это почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. Международный ответный купон - это купон, выпускаемый Международным бюро Всемирного почтового союза, печатаемый на бумаге с водяными знаками, изображающими крупным шрифтом аббревиатуру "UPU" (п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221)).

Объективная сторона второго правонарушения заключается в использовании заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей. В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" именная вещь - это устройство (штамп) для нанесения на документы и почтовые отправления оттисков с указанием наименования объекта почтовой связи (маршрута почтового вагона), дат приема и доставки почтового отправления и иной информации. Франкировальная машина - машина, предназначенная для нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации.

Таким образом, комментируемая статья защищает предоставленные в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О почтовой связи" федеральным органам исполнительной власти в области связи исключительные права на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты, присвоение почтовых индексов объектам почтовой связи на территории Российской Федерации, а также на изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи, формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, выдачу разрешений на применение франкировальных машин и определение порядка их использования.

Субъектом рассматриваемых правонарушений могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно. Неверным представляется высказываемое некоторыми авторами мнение о возможности совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, в том числе по неосторожности, если "пользователь может и не знать о том, что названные предметы умышленно подделаны" <120>, т.к. диспозиция данной части указывает на использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей, то есть если их поддельность не очевидна для того, кто их использует, он не может быть привлечен к административной ответственности.

--------------------------------
<120> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. М.: Проспект, 2006.

Другой комментарий к статье 13.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725, под государственными знаками почтовой оплаты понимаются почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи; под именной вещью подразумевается устройство (штамп) для нанесения на документы и почтовые отправления оттисков с указанием наименования объекта почтовой связи (маршрута почтового вагона), даты приема или доставки почтового отправления и иной информации; международным ответным купоном является ценная бумага, издаваемая Международным бюро Всемирного почтового союза, подлежащая обмену на государственные знаки почтовой оплаты. Согласно абз. 77 п. 2 вышеназванных Правил франкировальная машина предназначена для нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации.

Выдача разрешений на применение франкировальных машин на территории Российской Федерации производится Минсвязи России. Требования к франкировальным машинам, разрешенным к применению на территории Российской Федерации, согласовываются изготовителем и (или) его официальным представителем с указанным федеральным Министерством. Согласно подп. 31, 32 п. 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 265, к ведению Минсвязи России отнесены: определение образцов, номиналов, тиражей и срока действия государственных знаков почтовой оплаты; изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи; выдача разрешений на применение франкировальных машин.

2. Юридические лица, не являющиеся организациями федеральной почтовой связи, но осуществляющие по лицензии оказание услуг почтовой связи, по согласованию с Минсвязи России должны применять именные вещи образцов, отличных от установленных для организаций федеральной почтовой связи.

По смыслу ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь относится к видам связи и представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Об особенностях лицензирования деятельности в области связи см. п. 11, 12 комментария к ст. 13.3.

Согласно ст. 36 Федерального закона "О почтовой связи" лица, виновные в изготовлении в целях сбыта или в сбыте заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, а также в использовании заведомо поддельных клише франкировальных машин и именных вещей, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

3. В качестве административных проступков данной статьей определены умышленные действия по изготовлению в целях сбыта, а также сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, именных вещей, а также использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, именных бумаг. Санкцией данной правовой нормы предусмотрена также конфискация любых технических приспособлений, предназначенных для изготовления поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, именных вещей.

4. Применение лицензиатами, оказывающими услуги почтовой связи, образцов именных вещей, не отличимых от установленных для организаций федеральной почтовой связи, квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления деятельности лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой установлены комментируемой статьей.

5. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельного международного ответного купона в зависимости от общественной опасности правонарушения может квалифицироваться как преступление (ч. 1 ст. 186 УК).

6. Применительно к бланкам международных ответных купонов, относящихся к ценным бумагам (см. абз. 1 п. 1 настоящего комментария), деятельность по их изготовлению и торговлю ими вправе осуществлять только лицензиаты (см. п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиатам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, установлены п. 4 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 817.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.

Дела об указанных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1 и абз. 2, 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).