Статья 11.7. Нарушение правил плавания

1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2012 года Федеральным законом от 31 января 2012 года N 2-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления судном на срок до одного года (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -
влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2012 года Федеральным законом от 31 января 2012 года N 2-ФЗ)
4. Необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2012 года Федеральным законом от 31 января 2012 года N 2-ФЗ)
Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

(Примечание в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.

Комментарий к статье 11.7 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Правонарушения посягают на безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта.

Общие правила захода в морские порты и выхода из них, включая стоянку и плавание в их акватории, содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ).

В соответствии со ст. 57 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) государственные бассейновые управления водных путей и судоходства утверждают обязательные постановления, касающиеся правил захода в порт и выхода из него, а также плавания в акватории порта и стоянки в нем.

В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129, и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2002 г. N 55.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: нарушение правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков (ч. 1 комментируемой статьи); превышение установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков (ч. 2 комментируемой статьи).

3. В соответствии со ст. 34 КВВТ РФ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан:

назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов;

обеспечить безопасную практику эксплуатации судов;

постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства;

обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным КВВТ РФ.

Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (см. Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 15 мая 2003 г. N НС-59-р). Организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в указанной области осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации осуществляют бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства.

Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.

Надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (см. Устав федерального государственного учреждения "Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации", утвержденный Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2003 г. N 193).

Органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.

Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.

Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при заходе на внутренние водные пути может быть подвергнуто органами надзора за безопасностью судоходства проверке на одинаковых основаниях с судами, плавающими по внутренним водным путям.

4. Часть 2 статьи устанавливает ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность плавания, судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном. В соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129, под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов).

Федеральным законом от 7 мая 2007 г. N 66-ФЗ в ст. 11.7 были внесены изменения, согласно которым к маломерным суднам также были отнесены прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Государственный и технический надзор за маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и в территориальном море России, а также за базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам, действующей на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835.

3. Субъекты данного правонарушения - судоводители или иные лица, управляющие судном на морском, внутреннем водном транспорте.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к статье 11.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. п. 1 комментария к ст. 11.6.

Согласно ст. 3 КТМ применительно к отношениям, регулируемым КТМ, установленные им правила распространяются на:

- морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

- суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

- военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

- некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях, когда КТМ прямо предусмотрено, что установленные им правила распространяются на указанные суда и грузы, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

2. Согласно ст. 3 КВВТ под судовождением понимается деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям; под речным портом подразумевается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

Причалом в соответствии с КВВТ является гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также для посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Судоводитель маломерного судна, а также судоводитель - помощник механика судов речного флота относятся к профессиям начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается. Перечень указанных профессий утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 823.

3. Согласно ст. 30 КВВТ управление судном, в том числе судовождение, возлагается на капитана судна, права и обязанности которого определены ст. 31 - 32 КВВТ.

В соответствии с п. 8 ст. 41 КВВТ во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственную речную судоходную инспекцию бассейна о невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

4. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, основные требования к эксплуатации портов установлены ст. 56 КВВТ. Согласно п. 1, 2 ст. 57 КВВТ для регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порту, а также деятельности, связанной с использованием находящихся в порту судов, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном Минтрансом России, могут утверждать обязательные постановления, касающиеся деятельности в порту.

Обязательные постановления, касающиеся деятельности в порту, должны содержать:

- описание установленных границ порта;

- правила захода судов в порт и выхода их из порта;

- правила плавания судов в пределах акватории порта и стоянки их в порту;

- правила обеспечения безопасности и порядка в порту;

- правила пользования технологической связью организаций внутреннего водного транспорта;

- соответствующие законодательству РФ требования пожарной и экологической безопасности, санитарного, таможенного и пограничного контроля в порту.

5. Судовождение является одной из функций управления морским судном, осуществляемого его капитаном.

При осуществлении торгового мореплавания правила эксплуатации обусловлены содержанием обязательств сторон по договорам морской перевозки грузов, морской перевозки пассажиров, буксировки, а также по договорам страхования судна.

6. Соблюдение правил, указанных в комментируемой статье, является обязанностью лицензиата при осуществлении лицензируемых видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте, Перечень которых определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Нарушение лицензиатом указанных правил может повлечь за собой приостановление действия лицензии или ее аннулирование независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности (см. п. 5 комментария к ст. 11.6).

7. При осуществлении торгового мореплавания различаются морской торговый порт, морской рыбный порт, а также специализированный порт. Обеспечение безопасности судна, заходящего в порт, во время его нахождения в порту и при выходе из порта возлагается на капитана соответствующего порта.

8. Рассматриваемое правонарушение выражается в противоправном действии (бездействии) судоводителя или иного лица, управляющего судном, не соблюдающего правила плавания, предусмотренные его должностными обязанностями.

Для правонарушения, выразившегося в преднамеренной остановке или постановке на стоянку судна в запрещенных местах, характерны умышленные действия. В остальных случаях, предусмотренных комментируемой статьей, совершение проступка может быть обусловлено бездействием судоводителя, совершающего правонарушение по неосторожности.

9. Нарушение правил плавания считается совершенным в момент неисполнения судоводителем или иным лицом, управляющим судном, указанных правил независимо от общественно опасных последствий деяния. Последние принимаются во внимание при отграничении данного административного правонарушения от преступления (ст. 263 УК).

10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

В части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на судах и объектах промыслового флота, дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, совершенных на морском транспорте, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 названной статьи.

В части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на внутреннем водном транспорте, дела о соответствующих проступках рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП (применительно к п. 10 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует иметь в виду, что устьевые порты относятся к портам внутреннего водного транспорта; о видах морских портов см. п. 7 комментария к ст. 11.7).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами МПР России, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях на рассмотрение судьям (см. п. 9 комментария к ст. 11.5).

Комментарии и консультации юристов по ст 11.7 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 11.7 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.