Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 304-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 304-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

Комментарий к статье 11.4 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на воздушном транспорте.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий, нарушающих федеральные правила использования воздушного пространства.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства. В настоящее время действуют Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084. В соответствии с данными Правилами использование воздушного пространства - это деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства. Правила устанавливают требования для пользователей воздушного пространства. В частности, они обязаны: а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центра управления полетами и в соответствии с изложенными в нем условиями; г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами; д) содействовать органам управления полетами в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам; е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.

Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.

Органы единой системы организации воздушного движения РФ обеспечивают разрешительный порядок использования воздушного пространства (органы Министерства обороны РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).

Помимо упомянутых Федеральных правил правовое регулирование в данной сфере осуществляется посредством Постановления Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации".

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами (пользователями), не имеющими соответствующих разрешений (не получившими их в установленном порядке) на право использования воздушного пространства.

Пользователи воздушного пространства обязаны запросить у военного сектора РЦ ЕС ОрВД (непосредственно или через гражданские секторы РЦ ЕС ОрВД) разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации вне воздушных трасс и местных воздушных линий не позже чем за 2 часа до запланированного времени начала деятельности, указанного в заявке, или времени, при необходимости скорректированного центром ЕС ОрВД по согласованию с пользователями воздушного пространства.

Если в установленные сроки запрос на использование воздушного пространства Российской Федерации или уведомление о переносе времени начала деятельности в центры ЕС ОрВД не поступили, заявка аннулируется.

Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление возможности использовать воздушное пространство в соответствии с условиями, выданными центром ЕС ОрВД.

В условиях на использование воздушного пространства указываются:

а) время начала и окончания деятельности;

б) район выполнения деятельности и диапазон высот (маршрут и профиль полета);

в) другие необходимые данные.

Для полетов воздушных судов дополнительно указываются:

а) аэродромы посадки и запасные аэродромы;

б) порядок входа (выхода) в воздушные трассы и местные воздушные линии;

в) порядок обслуживания (управления) воздушного движения.

Разрешение на использование воздушного пространства при выполнении полетов воздушных судов по воздушным трассам и местным воздушным линиям дают гражданские секторы центров ЕС ОрВД.

Такое разрешение органы ОВД гражданской и экспериментальной авиации получают от гражданских секторов центров ЕС ОрВД непосредственно, а государственной - через военные сектора центров ЕС ОрВД.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий дают военные секторы центров ЕС ОрВД не позже чем за 1 час до запланированного времени начала деятельности.

При вынужденном изменении условий использования воздушного пространства, указанных в заявке, время начала деятельности устанавливается с учетом времени, необходимого для подготовки к ее осуществлению.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий при выполнении полетов воздушных судов с аэродромов промежуточной посадки и условия такого использования военные секторы центров ЕС ОрВД дают не позже чем через 1 час после поступления от органа ОВД (управления полетами) аэродрома промежуточной посадки запроса на использование воздушного пространства для продолжения выполнения полетного задания по маршруту.

Орган ОВД (управления полетами) аэродрома государственной (экспериментальной) авиации, на котором планируется первая посадка воздушного судна, обязан сообщить в военный сектор РЦ ЕС ОрВД, в районе которого он расположен, не позже чем за 2 часа до запланированного времени вылета данного воздушного судна решение старшего авиационного начальника аэродрома о приеме воздушного судна.

Органы ОВД (управления полетами) аэродромов государственной (экспериментальной) авиации, на которых предусмотрены промежуточные посадки, обязаны сообщить в военные секторы РЦ ЕС ОрВД, в районе которых они расположены, не позднее чем через 20 минут с момента получения запроса о приеме решение старших авиационных начальников аэродромов о приеме воздушного судна.

Решение о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки могут принимать соответствующие центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать разрешение на использование воздушного пространства, если иное решение не будет принято вышестоящим центром ЕС ОрВД.

Пользователи воздушного пространства обязаны начать свою деятельность в течение 20 минут от запланированного времени ее начала или от времени, указанного центрами ЕС ОрВД. Если в течение этого времени деятельность не начата и уведомление о ее переносе в органы ЕС ОрВД не поступило, данная деятельность запрещается и заявка аннулируется.

4. Субъекты данного правонарушения - граждане, должностные лица и юридические лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к статье 11.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и иные излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

В соответствии со ст. 80 Воздушного кодекса РФ взлет и посадка воздушных судов РФ и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве РФ производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, под безопасностью использования воздушного пространства понимается комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

2. Согласно п. 5 вышеупомянутых Федеральных правил использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра единой системы организации воздушного движения РФ (далее - ЕС ОрВД) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователем воздушного пространства с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с правилами согласно приложению N 1 к указанным Правилам. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства РФ производятся в соответствии с правилами согласно приложению N 2 к Правилам. Использование воздушного пространства без получения указанного разрешения, за исключением случаев, предусмотренных п. 50 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, запрещается.

Согласно п. 50 вышеназванных Правил использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случаях:

а) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы РФ или вооруженного вторжения на территорию РФ;

б) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ;

в) запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

г) предотвращения и прекращения нарушений указанных Федеральных правил;

д) полетов в специальных районах.

Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО.

Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, а также центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.

3. Согласно письму ГТК России от 13 декабря 2000 г. N 01-06/36349 "О таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, выполняющих разовые полеты в аэропорты (на аэродромы), не открытые для международных полетов, а также из указанных аэропортов (с аэродромов)" Федеральными правилами использования воздушного пространства установлено, что Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ; ныне - ГСГА Минтранса России) по согласованию с Минобороны России, ФСБ России и ГТК России выдает разрешения на разовые международные полеты гражданских воздушных судов иностранных государств и российских воздушных судов на аэродромы и в аэропорты, не открытые для международных полетов.

До издания предусмотренного Федеральными правилами межведомственного нормативного правового акта о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при выдаче разрешений на международные разовые полеты воздушных судов в Российской Федерации таможенное оформление и таможенный контроль воздушных судов, выполняющих разовые полеты в аэропорты (на аэродромы), не открытые для международных полетов, и из указанных аэропортов (с аэродромов), а также товаров, перемещаемых такими судами, в аэропорту (на аэродроме) вылета/прилета производится только при наличии телетайпограммы ГТК России о согласовании разрешения на разовый полет за подписью заместителя председателя ГТК России.

КП: примечание.

Приказ ФАС РФ от 30.12.1998 N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 04.02.2003 N 11 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации".

КП: примечание.

Приказ ФСВТ РФ от 03.05.2000 N 112 "Об утверждении и введении в действие "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации организаций, осуществляющих поставку авиационно-технического имущества" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 08.05.2001 N 78 "О признании утратившими силу приказов Федеральной службы воздушного транспорта России от 3 мая 2000 г. N 112 и от 19 июня 2000 г. N 201".

КП: примечание.

Приказ ФСВТ РФ от 24.04.2000 N 96 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 21.08.2001 N 132 "О признании утратившим силу Приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от 24 апреля 2000 года N 96".

4. Использование воздушного пространства осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом РФ и принятыми на его основе подзаконными актами, в том числе федеральными правилами использования воздушного пространства, среди них: Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации (утверждены Приказом Федеральной авиационной службы России (ФАС России) от 30 декабря 1998 г. N 375 (в ред. Приказа ФСВТ России от 12 ноября 1999 г. N 105)); Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации организаций, осуществляющих поставку авиационно-технического имущества (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 3 мая 2000 г. N 112); Сертификационными требованиями к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 6 мая 2000 г. N 121); Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием (утверждены Приказом ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. N 96); Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры" (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. N 98); Сертификационными требованиями к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок (утверждены Приказом ФСВТ России от 18 апреля 2000 г. N 89). (О статусе обязательной сертификации см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.)

Неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.

5. По смыслу дефиниции использования воздушного пространства (см. абз. 2 п. 1 комментария к данной статье) к указанному использованию относится деятельность, представляющая реальную или потенциальную угрозу безопасности воздушного движения. Таким образом, при истолковании указанной дефиниции необходимо принимать во внимание и соответствующие виды лицензируемой деятельности по использованию воздушного пространства, исчерпывающий перечень которых установлен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с данным Федеральным законом обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

- разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения. Положения о лицензировании указанных видов деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346. Лицензирование по данным видам деятельности отнесено к ведению Росавиакосмоса.

Федеральные авиационные Правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85. В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" данные Правила, предусматривающие лицензирование по видам деятельности, определенным ст. 9 Воздушного кодекса РФ, действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.

Деятельность по использованию воздушного пространства, подлежащая лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществляемая без лицензии либо лицензиатом с нарушением лицензионных требований и условий, квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов единой системы организации воздушного движения РФ, указанными в ч. 2 ст. 23.43 КоАП (см. комментарий к названной статье).

Комментарии и консультации юристов по ст 11.4 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 11.4 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.