Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте

1. Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Часть утратила силу с 15 ноября 2013 года - Федеральный закон от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ.

4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

5. Невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна (абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

6. Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(Часть дополнительно включена с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ)

Комментарий к статье 11.17 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте. Непосредственный объект посягательства составляют установленные правила поведения граждан на указанных видах транспорта.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах; самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде; выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта; курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта; нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна; невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна.

Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать определенные правила. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций.

3. В юридической литературе указывается, что субъектом данного правонарушения является гражданин - пассажир <110>. На наш взгляд, это не совсем верно, поскольку и в законодательстве <111>, и в теории пассажиром принято считать лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет <112>. Представляется, что правильнее считать субъектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, физических лиц, достигших 16-летнего возраста <113>.

--------------------------------
<110> См., например: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. Юристъ, 2002.
<111> Например, согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ пассажиром является лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира.

КП: примечание.

Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007 (издание четвертое, переработанное и дополненное).

<112> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов (3-е изд., стер.). Юстицинформ, 2005.
<113> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. Изд-во "Проспект", 2006.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 11.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" под пассажиром понимается физическое лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее (о понятии железнодорожной станции см. п. 3 комментария к ст. 11.15. О статусе пассажира применительно к отношениям, регулируемым КТМ, см. п. 6 комментария к ст. 11.19).

На нарушителя, не имеющего проездных документов, осуществляющего проезд на крыше вагона, не распространяется статус пассажира. При проезде на подножках, а также в случае самовольной остановки поезда нарушитель посягает на безопасность движения, препятствует эксплуатации транспортных средств.

2. По смыслу ч. 1, 2 комментируемой статьи противоправные действия могут быть совершены на железнодорожных путях общего пользования - железнодорожных путях на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожных путях, соединяющих такие станции.

КП: примечание.

Приказ МПС России от 27.05.1999 N 9ЦЗ "Об утверждении Правил перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте" утратил силу с 1 октября 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 38 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны".

3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи в качестве субъекта предусмотренного ею проступка подразумевается не только пассажир. Согласно п. 17 приложения к Правилам перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 27 мая 1999 г. N 9ЦЗ, проводнику груза не разрешается выбрасывать из вагонов навоз и мусор на станционных путях в неустановленных местах и на перегонах.

4. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи подразумевается ограничение курения табака на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий - сигарет с фильтром, сигарет без фильтра, папирос, сигар, сигарилл, табака трубочного, табака курительного, махорки (крупки курительной).

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака в городском и пригородном транспорте, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. По смыслу п. 3 ст. 6 данного Федерального закона нарушение указанного положения влечет за собой привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи КоАП. При истолковании ч. 3 рассматриваемой статьи КоАП следует иметь в виду, что Федеральным законом "Об ограничении курения табака", а также КТМ и КВВТ не предусмотрено каких бы то ни было ограничений курения табака на судне морского или внутреннего водного транспорта.

На железнодорожном транспорте ограничение курения табака вплоть до полного запрета предусмотрено п. 5.27, 8.14 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92), утвержденных МПС России (по согласованию с МВД России) 11 ноября 1992 г.

КП: примечание.

"Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР (Тарифное руководство N 5)" утратили силу в связи с изданием Приказа МПС РФ от 14.10.2002 N 44 "О признании недействующими и утратившими силу нормативных актов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа".

Согласно § 43 Тарифного руководства N 5 Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР в пассажирских вагонах местных и дальних поездов курение разрешается в тамбуре вагона с некотловой стороны. В вагонах пригородных поездов, в том числе в тамбурах, курение запрещается.

В соответствии с п. 30 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 января 2001 г. N 62), в пассажирских вагонах поездов дальнего и местного следования курение разрешается в установленных для этого местах. В вагонах пригородных поездов, в том числе в тамбурах, курение запрещается.

На объектах железнодорожного транспорта, а также на судах морского, внутреннего водного транспорта должны быть оборудованы специальные места для курения.

Данное административное правонарушение квалифицируется в момент нарушения требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные законодательством Российской Федерации и подзаконными актами. Согласно указанному Закону невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности рассматривается в качестве нарушения указанных требований.

5. Под пользованием средствами радиосвязи подразумевается применение различных технических средств, например радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств, применение которых на борту воздушного судна препятствует функционированию бортовых средств связи.

В соответствии с п. 2 ст. 78 Воздушного кодекса РФ граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию специально уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.

6. Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 75 Воздушного кодекса РФ).

7. Все лица, находящиеся на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, обязаны подчиняться законным распоряжениям его командира (капитана). Последний вправе требовать от пассажиров и членов экипажа соблюдения надлежащих мер безопасности. Таким образом, распоряжения командира, сделанные им в пределах своей компетенции, представляют собой требования, обязательные для исполнения. О властных полномочиях капитана судна морского плавания в случае осуществления им функций органа дознания см. ст. 69 КТМ. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, права и обязанности капитана судна определены ст. 30 - 33 КВВТ.

Неисполнение распоряжений командира (капитана) судна может выражаться в пассивной форме - бездействии лица, которому адресованы указанные распоряжения; при активном противодействии нарушитель отказывается от исполнения распоряжений командира (капитана), несмотря на неоднократные требования последнего, оспаривает его требования.

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 - 3 комментируемой статьи, рассматриваются следующими должностными лицами ОВД (милиции):

начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями - в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.3 КоАП;

применительно к нарушениям на железнодорожном транспорте - начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном транспорте, начальниками линейных пунктов милиции и другими сотрудниками милиции, на которых возложен надзор за соблюдением правил поведения граждан на железнодорожном транспорте.

Дела о комментируемых административных правонарушениях также рассматриваются:

применительно к нарушениям, предусмотренным ч. 2 комментируемой статьи, совершенным на судах и объектах промыслового флота, - должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП;

в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта, - должностными лицами отделений Ространсинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.36 КоАП;

применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 2, 3 и 5 комментируемой статьи, совершенным на судне морского транспорта, - должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП;

об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 и 5 комментируемой статьи, совершенных на судне внутреннего водного транспорта, - должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП;

применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1, 2 и 3 комментируемой статьи, совершенным на железнодорожном транспорте, - должностными лицами системы МПС России, указанными в ч. 2 ст. 23.41 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.41 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 23.42 КоАП должностные лица государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 (применительно к нарушению правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна) и ч. 5 (относительно нарушений, совершенных на воздушном судне) комментируемой статьи. Глава 23 КоАП не устанавливает подведомственности административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 относительно нарушения правил фотографирования, видео- и киносъемки с борта воздушного судна. Таким образом, по смыслу ст. 23.42 КоАП должностные лица государственной службы гражданской авиации Минтранса России, определенные п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП, должны рассматривать дела о всех нарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи. Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям. Дела о данных административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

9. При совершении административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа назначается без составления протокола.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП в указанных случаях уполномоченным должностным лицом, указанным в п. 8 настоящего комментария, на месте совершения правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф.