Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения

1. Выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Выпуск в плавание маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения, а равно допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 11.13 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Требования, выполнение которых необходимо для выпуска судов в плавание, установлены КТМ РФ.

В отношении судов внутреннего водного транспорта действуют требования, установленные КВВТ РФ, Правилами плавания по внутренним водным путям РФ и другими нормативными актами. Для маломерных судов действует Приказ МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" и Приказ МЧС России от 29 июня 2005 г. N 498, утвердивший Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения; выпуск в плавание маломерного судна, не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения; допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения.

Состояние опьянения лица, допущенного к управлению судном, должно быть надлежащим образом установлено. Статья 27.12 Кодекса предусматривает, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов должно осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930).

3. Субъекты данного правонарушения - должностные лица, ответственные за выпуск судов в плавание и допуск к управлению ими либо за эксплуатацию маломерных судов.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 11.13 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; под самоходным транспортным судном - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов; под судном смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.

Правила государственной регистрации указанных судов утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2001 г. N 3029). См. также п. 1 - 3 комментария к ст. 11.8.

2. Применительно к отношениям, возникающим из торгового мореплавания, общие требования, касающиеся осуществления технического надзора, определены § 4 гл. II КТМ. Согласно ст. 22, 23 КТМ судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Органы технического надзора и классификации судов в соответствии с их полномочиями осуществляют технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 т, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. Технический надзор за указанными судами и их классификация осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов, которые издают правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, об изготовлении материалов и изделий для судов.

Органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию ранее выданные такими органами документы.

3. Согласно ст. 14 КВВТ на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре РФ и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:

- свидетельство о праве собственности на судно;

- свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ;

- свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

- список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

- судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

- судовое санитарное свидетельство;

- единая книга осмотра судна;

- свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

- лицензия судовой радиостанции;

- свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

На судне, выходящем в море, кроме указанных документов должны находиться документы, предусмотренные КТМ.

На судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы РФ, кроме указанных документов должны находиться документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

4. Исчерпывающий перечень основных судовых документов, которые должно иметь судно, используемое в целях торгового мореплавания, определен ст. 25 - 27 КТМ.

5. Согласно ст. 52 - 53 КТМ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

- обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

- выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

- недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты.

Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

О квалифицирующих признаках состояния опьянения см. п. 1, 3 комментария к ст. 11.9.

6. В зависимости от типа и назначения судна, района плавания судна минимальный состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, устанавливается Минтрансом России, судна рыбопромыслового флота - Госкомрыболовством России по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.

Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасность судна, выдается соответственно капитаном морского торгового порта и капитаном морского рыбного порта, осуществившими регистрацию судна.

При осуществлении контроля в морских торговых портах и морских рыбных портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасность судна, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

7. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, статус экипажа судна определен ст. 26 - 33 КВВТ; требования, предъявляемые к членам экипажа судна, установлены ст. 27 КВВТ.

КП: примечание.

Приказ Минтранса России от 24.05.1994 N 31 "О минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138 "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов".

Перечень основных требований к формированию минимального и штатного состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания определен Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, обеспечивающем безопасность эксплуатации судна, утвержденным Приказом Минтранса России от 24 мая 1994 г. N 31.

8. Основные требования к техническому осмотру маломерных судов определены Правилами технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359. Согласно указанным Правилам технический надзор за судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе эксплуатации, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и специальных осмотров. Контроль за техническим состоянием осуществляется в отношении принадлежащих физическим и юридическим лицам судов и других водных транспортных средств валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 человек и менее, с главными двигателями мощностью до 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности.

Техническому освидетельствованию подлежат все вышеуказанные суда, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок - менее 150 кг и надувных судов - менее 225 кг. При первичном техническом освидетельствовании устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности и пассажировместимости судна, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), высоте волны, при которых судно может плавать, надводному борту, осадке, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

9. В соответствии с Правилами аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359, на территории Российской Федерации установлен единый порядок аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МПР России.

Государственная инспекция аттестует граждан и выдает им удостоверения на право управления моторными и парусными судами валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 человек и менее, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности.

Аттестация граждан, выдача судоводителям удостоверений на право управления маломерными суднами и талонов к ним производятся экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам субъектов РФ на основании результатов экзаменов и проверки навыков практического управления судном.

10. При истолковании данной статьи следует принимать во внимание, что осуществление отдельных видов деятельности на морском транспорте и внутреннем водном транспорте подлежит обязательному лицензированию. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". См. также п. 5 комментария к ст. 11.6.

Применительно к судам морского транспорта к субъектам административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, относятся также сюрвейеры - юридические лица и индивидуальные предприниматели, наделенные полномочиями лицензиата и осуществляющие деятельность по сюрвейерскому обслуживанию морских судов в морских портах, под которой в соответствии с Положением о лицензировании указанного вида деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447, понимается деятельность по осмотру судов, грузов и иных объектов морского бизнеса и морского страхования и выдаче заключений об их техническом состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.

Лицензирование по указанному виду деятельности осуществляется государственной службой морского флота Минтранса России.

Осуществление сюрвейерского обслуживания морских судов в соответствии с нормативными правовыми актами, а также использование лицензиатом специального оборудования при инструментальных методах экспертизы повреждений судов относятся к лицензионным требованиям и условиям (см. соответственно подп. "а", "г" п. 4 Положения о лицензировании сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах).

11. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются:

- должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП (применительно к нарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным на судах промыслового флота);

- должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП (в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на судах морского транспорта);

- должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП (применительно к нарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным на судах внутреннего водного транспорта);

- должностными лицами органов Государственной инспекции по маломерным судам МПР России, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП (в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи).

Комментарии и консультации юристов по ст 11.13 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 11.13 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.