Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов

Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов государственной инспекции по маломерным судам либо нарушение норм базирования маломерных судов, условий и технических требований безопасной эксплуатации баз (сооружений), а равно содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 11.12 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Большинство плавательных средств являются маломерными, приводящими к значительном числу несчастных случаев на воде.

В России на учете в территориальных государственных инспекциях по маломерным судам (ГИМС) состоит почти миллион маломерных судов и тысячи баз (сооружений) для их стоянок.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов государственной инспекции по маломерным судам; нарушение норм базирования маломерных судов, условий и технических требований безопасной эксплуатации баз (сооружений); содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов.

Надзор за правильным пользованием маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и во внутренних морских и территориальных водах и базами (сооружениями) для их стоянок в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Российской Федерации МЧС России.

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) осуществляет свои обязанности в отношении принадлежащих физическим и юридическим лицам судов и других водных транспортных средств валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также баз (сооружений) для их стоянок, пляжей и других мест массового отдыха населения на водоемах.

ГИМС проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование указанных судов и других водных транспортных средств, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных судов - менее 225 килограммов (Положение о ГИМС утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1985 г. N 65 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 1354, от 25 мая 1994 г. N 540 и от 18 января 1995 г. N 63 и др.)).

ГИМС в целях осуществления возложенных на нее обязанностей имеет право:

- устанавливать с учетом местных условий дополнительные ограничения в режимах пользования поднадзорными судами по мощности и количеству двигателей, площади парусов, скоростям движения;

- запрещать пользование поднадзорными судами и базами (сооружения) для их стоянок, состояние которых угрожает безопасности эксплуатации, охране окружающей среды, безопасности речного судоходства и мореплавания;

- запрещать предприятиям, учреждениям и организациям открытие водных объектов для массового отдыха, состояние которых не соответствует требованиям правил охраны жизни людей на воде;

- проверять в необходимых случаях знание судоводителями поднадзорных судов правил пользования этими судами, а также направлять их на медицинское освидетельствование для установления годности к управлению судами;

- останавливать при необходимости поднадзорные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления и регистрационные документы на судно, требовать от лиц, нарушивших правила пользования этими судами, прекращения нарушений указанных правил;

- отстранять от управления судами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также лиц, не имеющих удостоверения на право управления поднадзорными судами или грубо нарушивших правила пользования этими судами, при необходимости передавать суда для хранения и технического обслуживания на базы (сооружения) для их стоянок предприятий, учреждений и организаций за счет судовладельцев.

Следует особо отметить, что в результате аварий с маломерными судами гибнут сотни человек; за год пресекаются десятки тысяч нарушений правил пользования маломерными судами и сотни нарушений правил пользования базами (сооружениями) для их стоянок. Все это (с учетом роста маломерного флота, увеличением рекреационных потребностей морей и нагрузок на воды) актуализирует необходимость регулирования порядка использования вод для плавания на маломерных судах.

3. Субъекты данного правонарушения - должностные лица, ответственные за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянки маломерных судов.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к статье 11.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Государственная инспекция по маломерным судам МПР России осуществляет аттестацию граждан на право управления судами, ей поднадзорными, и выдает судоводителям удостоверения на право управления маломерным судном.

Эксплуатация баз (сооружений) для стоянки маломерных судов должна быть санкционирована указанной государственной инспекцией. Соответствие условий и технических требований для безопасной эксплуатации баз (сооружений), предназначенных для стоянки маломерных судов, нормативам, установленным МПР России, достигается при проведении технического надзора за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов. Учет баз ведется в соответствующих подразделениях территориальных государственных инспекций. Ежегодные технические освидетельствования баз проводятся, как правило, до начала навигации с целью проверки их готовности к эксплуатации и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов. Конкретные сроки проведения технического освидетельствования устанавливаются подразделениями территориальных государственных инспекций по согласованию с владельцами баз.

При техническом освидетельствовании проверяются законность образования баз, техническая документация, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, хранилища горючих и смазочных материалов, укомплектованность противопожарным оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и техническими средствами, предотвращающими загрязнение окружающей среды, организация выпускного режима, обеспечение безопасной стоянки судов и соответствие количества судов установленным нормам базирования.

Результаты технического освидетельствования базы оформляются актом, один экземпляр которого передается владельцу базы. Решение о запрещении пользования базой выносится начальником территориальной государственной инспекции или его заместителем на основании составленного акта.

Порядок проведения технического надзора за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов установлен Правилами технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359.

2. О порядке регистрации маломерных судов см. п. 2 комментария к ст. 11.8. Согласно п. 1 ст. 130 ГК подлежащие государственной регистрации суда внутреннего водного транспорта относятся к недвижимым вещам.

3. Факт совершения рассматриваемого административного правонарушения устанавливается в момент неисполнения должностным лицом правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов либо в момент уклонения от их исполнения независимо от общественно опасных последствий деяния.

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами МПР России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП.