Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов

Нарушение правил погрузки и разгрузки судов, в том числе маломерных (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 11.11 КоАП РФ

1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Перевозка грузов морским и внутренним водным транспортом относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Правила погрузки и разгрузки грузов устанавливаются главой VIII КТМ РФ, которые конкретизируются Правилами безопасности морской перевозки грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 21 апреля 2003 г. N ВР-1/п (далее - Правила). Правила устанавливают общие требования к погрузке - разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при перевозке генеральных грузов, в том числе опасных веществ в упакованном виде, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке морем создать угрозу для жизни и здоровья людей, привести к повреждению судов и перевозимых грузов.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила погрузки и разгрузки судов, в том числе маломерных.

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам (пункт 1 статьи 139 КТМ России).

Грузоотправитель должен своевременно передать перевозчику все требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами касающиеся груза документы. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты таких документов (статья 141 КТМ РФ).

Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представлять перевозчику необходимые сведения о нем (пункт 2 статьи 139 КТМ России). С этой целью грузоотправителем заблаговременно до погрузки предоставляется информация о грузе в письменном виде по форме, приведенной в приложении N 1 к Правилам.

С целью обеспечения достоверности и полноты информации о грузах, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке (опасных веществах в упакованном виде, крупногабаритных, тяжеловесных и металлогрузах, лесных грузах), грузоотправитель поручает разработку информации о грузе признанной организации.

Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.

Груз, грузовые места и грузовые транспортные единицы, включая контейнеры, должны быть погружены, уложены и закреплены на судне в течение всего рейса в соответствии с наставлением по креплению грузов. Для судна под Государственным флагом Российской Федерации наставление по креплению грузов одобряется государственной службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации.

Нормативные технические акты, а также методические документы по безопасности морской перевозки конкретных видов генеральных грузов, с учетом которых разрабатываются наставления по креплению грузов для конкретных судов, издаются в установленном порядке.

Погрузочно-разгрузочные работы на судне выполняются в соответствии с наставлением по креплению грузов по рабочей технологической документации, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке.

Капитан судна совместно с организацией, выполняющей погрузку, до начала грузовых работ может оформить опросный листок о готовности судна к погрузке по рекомендуемой форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам.

Отправитель грузов, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, силами признанной организации организует контроль выполнения требований информации о грузе с выдачей капитану судна документа о безопасной укладке и креплении груза с учетом рекомендуемой формы, приведенной в приложении N 3 к Правилам. В случае перевозки груза на палубе и/или выполнения работ по его креплению силами экипажа судна получение такого документа, подтверждающего проявление должной заботы для обеспечения безопасной и сохранной перевозки груза, возлагается на перевозчика.

Для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими наибольшую опасность при морской транспортировке (опасными веществами в упакованном виде, крупногабаритными, тяжеловесными и металлогрузами, лесными грузами), капитан судна представляет капитану порта информацию о грузе и документ о его безопасной укладке и креплении, выданный признанной организацией.

Перевозке грузов посвящена и глава XI КВВТ РФ, положения которой конкретизируются Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72.

3. Субъект данного правонарушения - судоводитель, т.е. лицо, управляющее судном, в том числе маломерным.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к статье 11.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под судами по смыслу данной статьи подразумеваются суда морского транспорта, а также суда внутреннего водного транспорта и маломерные суда.

Квалифицирующие признаки маломерного судна определены примечанием к ст. 11.7 КоАП.

2. О лицензируемых видах деятельности на внутреннем водном и морском транспорте см. п. 5 комментария к ст. 11.6.

Нарушение лицензиатом правил погрузки, разгрузки судов рассматривается как несоблюдение им требований и условий лицензирования, а также квалифицируется в качестве определенного в комментируемой статье КоАП административного правонарушения. При этом к лицензиату могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, предусмотренные ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от применения административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

3. Правила перевозки грузов на внутреннем водном транспорте применительно к договору перевозки груза определены гл. XI КВВТ.

Правила перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в прямом смешанном сообщении установлены гл. XIV КВВТ. Согласно ст. 104 КВВТ перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным транспортом.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.

Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов, а также в соответствии с положениями, установленными гл. XIV КВВТ.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно Минтрансом России и федеральными органами исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов с последующей регистрацией таких правил в Минюсте России.

В части, не предусмотренной КВВТ, применяются нормы, установленные кодексами, уставами, правилами, регулирующими перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.

В соответствии со ст. 109 КВВТ общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка.

Сроки начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в портах перевалки грузов при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются в организации транспорта смежного вида в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

4. Применительно к отношениям, возникающим из торгового мореплавания, правила выгрузки и выдачи груза, доставляемого по договору морской перевозки груза, определены гл. VIII КТМ; при перевозке груза по чартеру место погрузки судна установлено ст. 127 КТМ; статус палубного груза, а также требования, предъявляемые к упаковке и маркировке груза, определены соответственно ст. 138 и 139 КТМ.

5. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 12 комментария к ст. 11.8. Указанные должностные лица вправе передавать дела о соответствующих правонарушениях на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 11.5).

Комментарии и консультации юристов по ст 11.11 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 11.11 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.