Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 11.10 КоАП РФ

1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством КВВТ РФ, КТМ РФ, Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129, Приказа МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Минтранса России.

Перевозка пассажиров морским и внутренним водным транспортом является деятельностью, на осуществление которой требуется получение лицензии (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов.

В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд, должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа.

Обязанность по обеспечению целости и сохранности ручной клади лежит на пассажире.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к статье 11.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. п. 5 комментария к ст. 11.6.

Согласно ст. 30 КВВТ принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна возлагается на капитана судна. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне определены ст. 31 КВВТ.

2. В соответствии со ст. 38 КВВТ надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, в том числе надзор за соблюдением международных договоров РФ, федеральных законов и правил о торговом мореплавании в порту, открытом для захода иностранных судов, а также в порту, расположенном в устье реки, осуществляется капитаном порта в соответствии с положением о капитане речного порта, утвержденным Минтрансом России.

Перечень портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах, устанавливается Минтрансом России.

Капитан порта является должностным лицом бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте. Распоряжения капитана порта по относящимся к его компетенции вопросам обязательны для находящихся в порту судов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Капитан порта осуществляет контроль за судами в целях обеспечения безопасности судоходства, полномочия на организацию и регулирование деятельности в порту в порядке, установленном Минтрансом России.

По требованию капитана порта капитаны находящихся в порту судов, владельцы иных плавучих объектов, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту, обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в порту.

Обеспечение безопасности судоходства и работы в акватории порта, осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление работ по спасанию судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров на судах отнесены согласно п. 2 ст. 54 КВВТ к ведению портовых властей.

3. Данное правонарушение считается завершенным в момент нарушения указанных правил безопасности. В зависимости от общественно опасных последствий данное деяние может содержать признаки преступления (ст. 263 УК).

4. Субъектами рассматриваемого административного проступка являются граждане и должностные лица. К последним относятся лица командного состава судна, судовладелец, капитан морского порта и др.

Физическое лицо при заключении им договора морской перевозки, удостоверенного перевозочными документами, наделяется правомочиями пассажира.

5. В соответствии с Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345, наличие должностного лица, ответственного за перевозки пассажиров, отвечающего квалификационным требованиям, установленным подп. "з" п. 4 указанного Положения, а также наличие должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности (см. подп. "и" п. 4 Положения), относится к лицензионным требованиям и условиям. О лицензируемых видах деятельности на внутреннем водном транспорте и о правовых последствиях совершения лицензиатом комментируемых административных правонарушений см. п. 5 комментария к ст. 11.6.

6. О должностных лицах, рассматривающих дела о данных административных правонарушениях, см. п. 12 комментария к ст. 11.8; однако по смыслу комментируемой статьи административно-юрисдикционную деятельность вправе осуществлять только должностные лица органов внутреннего водного транспорта, указанные в ч. 2 ст. 23.39 КоАП, а также должностные лица органов госинспекции по маломерным судам, указанные в ч. 2 ст. 23.40 КоАП.

Комментарии и консультации юристов по ст 11.10 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 11.10 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.