Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи с 22.1 по 23.84)

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 21.7 КоАП РФ

1. Согласно Положению о воинском учете гражданам, пребывающим в запасе, выдается военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а гражданам, подлежащим призыву на военную службу, - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Формы бланков военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, и других документов воинского учета разрабатываются Минобороны России и рассылаются военными комиссариатами органам местного самоуправления и организациям. Формы удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время и о зачислении на специальный воинский учет устанавливаются Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов) и удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, при убытии граждан на постоянное место жительства за границу должны быть возвращены ими в военные комиссариаты.

2. При постановке граждан на воинский учет проверяются подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, наличие отметок о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства и постановке офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу, на воинский учет в военном комиссариате по новому месту жительства. При обнаружении в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, неполного количества листов представитель органа местного самоуправления сообщает об этом в военный комиссариат для принятия соответствующих мер.

3. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов граждане обязаны в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

4. Порча учетно-воинских документов по неосторожности не влечет за собой мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.

Утрата учетно-воинских документов, обусловленная обстоятельствами, не зависящими от воли их владельца (стихийные бедствия, самозащита от противоправного посягательства и иные подобные обстоятельства), также не рассматривается в качестве административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.

Уничтожение, повреждение официальных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, квалифицируются в качестве преступления (ч. 1 ст. 325 УК).

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются военными комиссарами (см. п. 5 комментария к ст. 21.1).

Другой комментарий к статье 21.7 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, связанные с необходимостью соблюдения установленного порядка управления.

Предметом данного правонарушения являются документы воинского учета. В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 Положением о воинском учете перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

Положение о воинском учете предписывает гражданам, подлежащим воинскому учету, бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а в случае их утраты в двухнедельный срок обратиться в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

2. Объективная сторона правонарушения заключается как в действиях, так и в бездействии и проявляется в виде порчи учетно-воинских документов либо в их небрежном хранении, повлекшем утрату. Имеется в виду, что при порче документа изменяется его первоначальный внешний вид, не позволяющий использовать документ по назначению или заставляющий усомниться в его подлинности.

Небрежное хранение учетно-воинских документов может заключаться в совершении действия, связанного, например, с оставлением документа в залог, или противоправного бездействия в виде непринятия военнообязанным должных мер по обеспечению сохранности воинского билета. Обязательный элемент объективной стороны административного правонарушения - негативные последствия в виде утраты учетно-воинского документа в результате его небрежного хранения.

Под утратой понимается выход учетно-воинского документа из владения хозяина против его воли с последующим переходом во владение других лиц или неизвестно куда и невозможностью его вернуть либо полное уничтожение документа.

Необходимым признаком состава данного административного правонарушения является также наличие обязательной причинной связи между небрежным хранением учетно-воинского документа и его утратой.

Уничтожение, повреждение официальных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 325 УК РФ.

3. С субъективной стороны порча учетно-воинских документов характеризуется умыслом, а небрежное хранение - неосторожностью.

Субъект ответственности - специальный: это военнообязанные и призывники, т.е. те, кому выданы учетно-воинские документы.

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (ст. 23.11).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарии и консультации юристов по разделу 3 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по разделу 3 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.